8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

ДОЛГИЙ АВТОБУСНЫЙ ПУТЬ ЗИЛА

С 1934 года в России не было массового производства пассажирских автобусов. В основном использовались автобусы многочисленных иностранных марок, которые были дорогим удовольствием для государства, да и ремонтных мастерских для этих автобусов просто не было. Вскоре в СССР приступили к выпуску собственных машин. ЗИЛ был, как всегда, одним из первых.

Главное назначение ЗИС-8, нового автобуса СССР, состояло в пополнении автобусного парка страны. Под руководством И.Ф. Германа на базе удлиненного шасси ЗИС-5 (ЗИС-11) завод начал выпускать городские автобусы ЗИС-8, кузов которых состоял из деревянного каркаса, «обтянутого» металлическими листами. С целью увеличения запаса хода был установлен топливный бак увеличенного объема. В связи с реконструкцией завода и подготовкой к выпуску нового автобуса ЗИС-16 во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗИС-8 был прекращен. Однако, учитывая его надежность, неприхотливость, проходимость, авторемонтные предприятия в городах Ленинграде, Киеве, Харькове, Калуге, Туле, Тбилиси, Иркутске, сами изготовляли автобусные кузова по чертежам ЗИС и устанавливали их на шасси ЗИС-5. Московский завод «Аремкуз» выпускал автобусы ЗИС-8 до 1940 года.

В 1938 появились автобусы ЗИС-16, которые базировались на узлах автомобиля ЗИС-5. Автобус имел капотную компоновку. В 1939 году на базе основной модели ЗИС-16 был спроектирован и поставлен на производство санитарный автобус ЗИС-16С, рассчитанный на десять посадочных мест и десять носилок. Этот автобус сыграл большую роль в период ВОВ в перевозке раненных бойцов с фронтов в госпитали. В целом ЗИС-16 по пассажировместимости был шагом вперед по сравнению с автобусом ЗИС-8, но все-таки не полностью соответствовал возросшим требованиям в городском транспорте. В дальнейшем конструкторская служба и руководство завода пришли к выводу о необходимости создания принципиально новых автобусов ЗИС-154, ЗИС-155, ЗИЛ-158 с несущим кузовом повышенной вместимости и комфортабельности.

Работы по созданию первого отечественного автобуса с цельнометаллическим кузовом несущего типа и оригинальной электромеханической передачей ЗИС-154 были начаты в марте 1946 года под руководством А.И. Израиль-Скерджева. Для ЗИС-154 позаимствовали от грузовика ЗИС-150 рулевое управление, подвеску, карданный вал, пневматическую тормозную систему с необходимыми доработками. Двери снабдили пневмоприводом. В конце того же года первый опытный образец был собран и направлен в обкатку. Поскольку примененный на автобусе дизель ЯАЗ-204 в это время только начал осваиваться в производстве, его качество было невысоким. Это обстоятельство крайне отрицательно сказалось на отношении потребителей к автобусу в целом, что привело к прекращению выпуска автобуса через 2 года после начала его производства.

Автобусы ЗИС-155 были выполнены на базе основных агрегатов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154. Автобусы имели специальное двухосное шасси с задним ведущим мостом. На автобусах с 1955 года впервые в нашем автомобилестроении была применена система электрооборудования с генератором переменного тока. Автобусы в основном предназначались для обслуживания городских автобусных линий, а так же ограничено применялись в 12-ти местной модификации на междугородных рейсах Москва-Симферополь и др. Малая вместимость этого автобуса при явно недостаточной мощности двигателя грузового автомобиля привели к большому числу претензий автохозяйств и пассажиров. В результате завод провел коренную модернизацию этого автобуса, поставив на производство вместо него автобус ЗИЛ-158.

Междугородный автобус ЗИС-127, который начали выпускать в 1955 году, являлся самой удачной конструкцией отечественного автобусостроения по тяговой динамике, уровню комфорта, надежности и долговечности. Силовой агрегат автобуса имел заднее поперечное расположение и впервые в отечественном автомобилестроении был применен раздельный для передних и задних колес привод тормозов. Трансмиссия автобуса оригинальная, карданный вал от коробки передач к заднему мосту располагался под углом к продольной оси автобуса. Спинки кресел высокие, с изменяющимся наклоном, с подголовниками. Автобус имел широкие удобно размещенные окна, обеспечивавшие улучшенный обзор. Удобные индивидуальные светильники обеспечивали пассажирам возможность чтения при езде в вечернее время. Автобус был радиофицирован, отопление кузова осуществлялось двумя отопителями радиаторного типа для кузова. Для хранения багажа под полом автобуса были устроены специальные камеры с запирающимися дверками, расположенными с боку кузова. При передачи автобусного производства ЗИЛа в период с 1958-1959 годы на вновь организованный Ликинский автобусный завод, Госплан СССР, основываясь на идее межгосударственной кооперации между странами экономического сотрудничества (СЭВ), принял решение о прекращении выпуска междугородного автобуса в СССР в расчете на то, что автобусное производство будет в рамках СЭВ развиваться в Венгрии, а междугородные автобусы Советский Союз будет получать от ВНР.

Модернизация автобуса ЗИС-155 привела к выпуску в 1957 году автобуса ЗИЛ-158 с увеличенной почти на 9% мощностью двигателя с увеличенной вместимостью за счет удлинения кузова и повышенной комфортностью. На базе ЗИЛ-158 выпускался туристический автобус ЗИЛ-158А с задней заглушенной дверью и остекленной скатами крышей на 36 посадочных мест. Накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов проходившего в Москве в 1957 году, завод выпустил 180 автобусов ЗИЛ-158.

В 1961 году завод приступил к выпуску машины ЗИЛ-118 ( «Юность») – комфортабельного автобуса малого класса с кузовом вагонного типа с передним расположением силового агрегата и задними ведущими колесами. Агрегаты были максимально унифицированы с агрегатами легкового автомобиля ЗИЛ-111, усиленными с учетом увеличения массы. Силовой агрегат включал двигатель ЗИЛ-130 и соединенную с ним двухступенчатую автоматическую гидромеханическую коробку передач ЗИЛ-111. Два карданных вала использовались от ЗИЛ-111. Задний мост имел главную коническую гиповидную передачу. Передаточное число — 3,54. Передняя подвеска независимая. Автобус ЗИЛ-118 оборудовали рулевым управлением с гидроусилителем. Барабанные тормоза были с внутренними колодками и гидравлическим приводом. Одной из особенностей автобуса, обеспечивающей большое удобство при ремонтных работах, а так же надежную изоляцию пассажирского салона и силового агрегата от дороги являлось применение легко отделяемого подрамника, на котором монтировались: силовой агрегат, передняя подвеска, тормоза передних колес и рулевой механизм. Подрамник крепился к основанию кузова с помощью резиновых подушек. Установлены были два топливных бака общей емкостью 160 литров в задней части кузова, обеспечивающих запас хода до 570 км.

«Юность» - название, предложенное молодым художником-конструктором Т.П. Киселевой, символично отражала возраст большей части разработчиков, которые работали над созданием автобуса с большим интересом, самоотдачей и на общественных началах. Организатором работ был Н.Ф. Гринчар, начальник производства завода. Руководил разработкой конструкции автобуса заместитель главного конструктора завода В.Ф. Родионов. Эти работы были осуществлены в конце 1959 года, и через два года был построен первый автобус. С первых этапов создания ЗИЛ-118 шефство над ним взяла комсомольская организация ЗИЛа во главе с ее лидером В.Г.Мазепой, который координировал работой молодых специалистов из различных цехов. Высокую оценку автобус «Юность» получил на XVIII Международной автобусной неделе в г.Ницца (Франция), проходившей со 2 по 5 мая 1967 года. В Ниццу прибыли 64 автобуса всех классов из Голландии, Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Чехословакии, США и др. стран. Водители автобуса И.Лактюшин и А.Кудрявцев выиграли ралли, завоевав 12 призов, в том числе приз Президента Французской республики Севрскую вазу, бронзовую медаль комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета города Ниццы. Такого результата не удавалось достигнуть ни одному отечественному автобусу. На базе ЗИЛ-118 выпускались специализированные машины медицинской помощи ЗИЛ-118А.

Автобус ЗИЛ-118К – комфортабельный автобус малого класса с кузовом вагонного типа с передним расположением силового агрегата и задними ведущими колесами начали выпускать в 1970 году. Создание автобуса ЗИЛ-118К – важный этап в совершенствовании внешнего вида и конструкции принятой компоновки его предшественника ЗИЛ-118. Главным стала разработка нового кузова. Форма и конструкция принятой компоновки разрабатывались в прежних габаритах и привязке к раме и подрамнику. Они согласовывались с технологами в расчете на выпуск в 1000 штук в год. Была улучшена штампуемость деталей, видовые сварные швы закрыли декоративными профилями, боковины были рассчитаны на изготовление методом прокатки. Увеличения площади остекления боковин за счет поднятия надоконного бруса и применения гнутых цилиндрических стекол боковины, позволило существенно увеличить площадь остекления и освещенность салона, а так же радикально изменить внешний вид автобуса. С 1974 года на автобус устанавливалась трехступенчатая автоматическая механическая коробка передач. С 1990 года устанавливались дисковые тормоза на все колеса и система кондиционирования. На базе ЗИЛ-118К выпускались модификации: ЗИЛ-118КС – автобус скорой медицинской помощи, ЗИЛ-Э-118КВ – криминалистическая лаборатория, ЗИЛ-118КВ – автобус специального назначения. Некоторое время автобусы ЗИЛ-118К обозначались как ЗИЛ-119, ЗИЛ-11970. С 1990 года автобус ЗИЛ-118К получил индекс ЗИЛ-3207, а его модификация автобуса с поднятой крышей и системой кондиционирования воздуха получила индекс ЗИЛ-32071.

В августе 1998 года в прессовом корпусе был сварен первый кузов автобуса собранный на доработанной оснастке. Автобусы были оборудованы стабилизаторами передней и задней подвески антиблокировочной системой тормозов, сиденьями пассажиров собственной разработки и производства. Служебный вход мог быть оборудован, как сдвижной дверью, открываемой вручную, так и двустворчатой с электропневматическим приводом, органы управления которых находятся на панели приборов у водителя. Кабина отделялась от пассажирского салона перегородкой, имеющей окно со сдвижным стеклом и перегородкой в середине которого имеется проход. В кабине водителя устанавливалось зеркало обзора салона. Серийными моделями являются трехсекционный ЗИЛ-325910 и четырехсекционный автобус ЗИЛ-325000. За время производства автобуса было создано несколько специальных исполнений, выпускаемых малыми сериями. По техническим требованиям «МосГорТранса» была выпущена партия автобусов ЗИЛ-325010 в исполнении «маршрутное такси». Особенностью этой модификации является наличие восьми мест для стоящих пассажиров при общей вместимости 22 чел., включая место водителя. В этом варианте обязательна установка створчатой двери, специальных поручней в салоне, переговорного устройства, маршрутоуказателя перегородки с лотком для оплаты проезда. Для нужд города выпускались модификации автобусов ЗИЛ-325010-04 и ЗИЛ-325000-04 в исполнении «ритуальный автобус». Для этих модификаций обязательным являлись глухая перегородка, постамент с направляющими и место для размещения похоронного реквизита. Выпускались модификации автобуса ЗИЛ-325010-12, ЗИЛ-325000-12 в исполнении «повышенной комфортабельности». В зависимости от комплектации эти автобусы могли использоваться для деловых поездок не только в черте города, но и на большие расстояния для экскурсий и отдыха. Обязательными для этих автобусов являлись глухая перегородка, сиденья с высокими спинками и подлокотниками, багажные полки, переговорные устройства. По желанию заказчика могли быть применены различные варианты обивки сидений, отделки салона и напольного покрытия. Предусмотрена установка системы кондиционирования воздуха с равномерным его распределением по салону, биотуалета с умывальником и принадлежностями санитарной гигиены, холодильника, шкафчика, стола, автомагнитолы и другого оборудования. Максимальное количество посадочных мест 18 человек. Был построен опытный образец автобуса ЗИЛ-325000-13 повышенной комфортабельности в исполнении «экскурсионно-туристический». На образце представлена новая конструкция служебной двери, моноблочные кондиционеры, положенными на крыше в последней секции кузова. Окна салона детермальные, соединенные с кузовом на клею. Рядом с водителем находится поворотное сидение экскурсовода.

Для нужд завода были собраны 8 автобусов «маршрутное такси» — модификация автобусов ЗИЛ-325000, отличающегося от базового наличием второй служебной двери в последней секции кузова. На 6 автобусах задние двери заменены стенкой с окном. С 2005 года на автобусы стал устанавливаться двигатель МЗД-245.ДЕ-2, и автобусы получили индексы ЗИЛ-3250ВО и ЗИЛ-3250АО. На базе автобуса были изготовлены специальные автомобили скорой медицинской помощи «реанимобиль» ЗИЛ-50301Н1 с колесной базой 3245 мм (2001 год). ЗИЛ-32502М с колесной базой 3245 мм (2003 год) с односкатной шиновкой задних колес. По заказу объединения «Мосгаз» в 2001 году и МГУП «Мосводоканал» завод выпустил в 2004 году штабные автобусы ЗИЛ-325ША на базе ЗИЛ-325000 для выездных совещаний. Опытный образец вахтового автомобиля с кузовом автобуса ЗИЛ-4787А с колесной базой 4505 мм.

Материал предоставлен PR-службой ЗИЛа


Похожие статьи:

ЗИЛ-118 "Юность" микроавтобус представительского класса
Коробочки всея Руси. Часть 1
Нью-Йоркский фестиваль автобусов
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - АВТОБУСНЫЕ ПИОНЕРЫ РОССИИ
Все интересные статьи