8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

ИЗ БИОГРАФИИ АВТОБУСА: от Российской Империи до Советской России

В 1896 году представитель торгового дома «Еленковский и Ко» подал прошение губернатору о разрешении установить движение пассажиров и багажа по шоссе между Ялтой и Симферополем в дилижансах с керосиновым двигателем. В течение года в Ялту из Парижа доставили первый восьмиместный экипаж под названием «Боец-1». Этот экипаж будет первым в России автобусом, точнее, началом автобусного «завоевания» страны. Тогдашний министр путей сообщения М.И. Хилков был активным сторонником автомобилизации России. Он очень хорошо разбирался в экономике транспорта и отлично представлял себе пути развития и сферу применения автотранспорта в транспортной системе России.

Развитие автобусного сообщения в городах, а так же на курортах юга проходило медленно и осуществлялось, в основном, частными предпринимателями. В докладе министра Хилкова отмечалось: «Я глубоко убежден в значительной пользе, которую в ближайшем будущем могут принести автомобили в деле организации срочных сообщений по шоссе и некоторым грунтовым дорогам в России, и считаю, что весьма желательным произвести в более обширных размерах опыты перевозок пассажиров и грузов».

Император Николай II в 1904 году дал согласие на установление автомобильного сообщения по всему Черноморскому побережью России. Были установлены предельные размеры пассажирских и грузовых тарифов, разработаны технические условия, которым должен соответствовать автомобильный транспорт. Сообщение Новороссийск-Сухуми имело следующие направления: скорое пассажирское, почтово-пассажирское, багажное, грузовое, местное пассажирское.

Но не только на Черноморском побережье открывали пассажирское движение. С 1908 года в МПС было подано более шестидесяти просьб о разрешении открыть регулярное сообщение. МПС даже создало в начале 1907 года специальное отделение, ведающее вопросами пассажирского автомобильного сообщения. Большее число автобусных маршрутов имелось на Украине, в Польше, Прибалтике и центральных губерниях. В конце 1907 года А.М. Миклашевский открыл на Украине сообщение между Ектеринославом и Ново-Московском. Сначала по этому маршруту ездил семиместный автобус, а затем к нему присоединился и двадцатичетырехместный. В следующем году Миклашевский организовал перевозки пассажиров между Киевом и Житомиром. По этому маршруту курсировали два автобуса на 12 и 16 мест. Стоимость проезда в один конец была 5 рублей.

В 1908 году открылся маршрут Верея Московской губернии со станцией железной дороги. В 1909 году М.Ф. Суручан учредил в Кишиневе первый автобусный гараж. Два его фиата курсировали между Кишиневым и Костюжанами.

В 1909 году в Вильне было учреждено товарищество на паях для организации автобусных сообщений, как в самом городе, так и в пригороде. В это время в Киеве акционерное общество купило в Москве десять автобусов.

В начале 1910 года было организовано пассажирское сообщение между Витебском и Велижем. По этому маршруту курсировали два омнибуса на восемь мест каждый. Стоимость поездки составляла 4 рубля. К 1910 году только в Киевское МПС поступило около 50 предложений об открытии автобусных маршрутов. С мая 1910 года начали функционировать маршруты Киев-Ровно-Каменец-Подольск-Проскуров-, Киев-Чернигов, а в июле 1911 года – маршруты по Киево-Брестскому шоссе. Для дешевого автобусного сообщения между городами Бессарабской губернии было учреждено в марте 1910 года в городе Сарате «Саратское товарищество автомобильно-омнибусного пассажирского и грузового сообщения».

В 1909 году появилось и автомобильное и, следовательно, автобусное сообщение в некоторый районах Сибири. 4 мая открылся маршрут от станции Томск. На линии работал автомобиль, вмещавший 14 пассажиров. В том же году 15 июня было открыто пассажирское движение от Омска до села Чернолучинского. На этом маршруте работал 14-ти местный автобус. В том же году пустили пассажирские автомобили между Челябинском и Троицком. 1 мая 1911 года открылся маршрут Татарск-Купино. Оклад шофера на тот момент составлял достаточно серьезную сумму в 75 рублей.

Эксплуатация автомобилей-омнибусов в Петербурге началась 12 августа 1906 года. Благодаря этому разрешению «Акционерное общество моторных карет» открыло в городе 15 маршрутов, в которые входила кольцевая линия, соединяющая все вокзалы города. Маршруты обслуживались как двухэтажными, так и обычными автобусами, а плата за проезд составляла 9 копеек в первом классе и 6 копеек во втором. Автобусы были оснащены цетырех- и шестицилиндрованными бензиновыми двигателями мощностью 30-40 лошадиных сил. Скорость составляла 12 верст в час на центральных улицах города и на менее многолюдных 18 верст.

В Москве 13 августа 1908 года состоялось открытие регулярного движения двух десятиместных автобусов марки «Лаурин и Клемент». Всего через месяц городская управа приобрела через представительство инженера Г.О. Ростовского три автобуса «Бюссинг» предназначенных для перевозки людей по Якиманке между Каменным мостом и Серпуховскими воротами.

Затем, используя опыт и пример столиц, автобусные маршруты открылись и в других городах страны. В Архангельске 18 июня 1907 года было установлено автобусное сообщение. Поначалу на линии работала лишь одна машина, а с 20 сентября – два. В конце 1909 года «Российско-Западное товарищество механических перевозок» в Вильне организовало в городе автобусное движение. В Новочеркасске автобусы поехали 1 января 1910 года. Автобусный маршрут в Харькове, на котором курсировали три машины, был открыт 6 июня 1910 года. В начале 1910 года в Нижнем Новгороде московский предприниматель Г.О.Йенсен открыл автобусное сообщение по двум улицам.

Первое время автобусы были удобнее конки и трамваев и в скорости и в комфорте. Однако, затем стали возникать технические сложности, связанные с отсутствием ремонтных автомастерских. Сколько всего было автобусов до 1917 года не известно. К концу 1917 года не сохранилось ни одной пригодной для работы машины.

Материал подготовил Антон Мстиславин (специально для classicbus.ru)



Похожие статьи:

ЛиАЗ - Ликинский автобусный завод
Пакистанские рейсовые автобусы класса люкс
Троллейбусные поезда
Routemaster- красный лондонский автобус
Все интересные статьи