8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

АВТОМОДЕЛИЗМ: история развития

М. Башмачников

Коллекционирование масштабных моделей-копий автомобилей — увлечение, охватившее весь мир. Автомобиль — не роскошь. И уж тем более не средство передвижения. Для многих сегодня он — любимое дитя. Бесконечное разнообразие его форм поражает воображение. «Космический» облик Формулы 1 и классически выдержанные силуэты лимузинов, мощные магистральные тягачи и приземистые спортивные модели — все это было порождено фантазией дизайнеров чуть более чем за 100 лет. И если Вы принадлежите к абсолютному большинству населения, которому не по карману эти шедевры кузовного дизайна, то эта статья для Вас. Уменьшенные в 43 раза копии Ваших любимцев вполне уместятся на книжной полке

Сейчас в мире существуют два направления коллекционирова­ния — антикварные игрушки, при­ближенно повторяющие автомобили, и масштабные модели-копии.

Все началось в 1886 г. Именно в этом году в Германии Карлом Бенцом и Готтлибом Даймлером со­здан первый на земле бензиновый автомобиль,

С конца XIX века различные фирмы начинают делать игрушечные автомобили. Многие из этих фирм уже имели достаточно солидный опыт. Они выпускали уменьшенные конные повозки, кареты и другие по­добные игрушки. Основными произ­водителями были Германия и Фран­ция. Центром игрушечного мира был немецкий город Нюрнберг, зна­менитый своими оловянными солда­тиками. Именно здесь и берут начало игрушки-автомобили, а впоследст­вии масштабные модели-копии.

Пионером производства жестя­ных игрушек-автомобилей стала не­мецкая фирма «Бинг», которая нача­ла выпускать их с пружинным заво­дом, рулевым управлением, тормоза­ми, подрессоренными колесами. На игрушечном такси этой компании был сделан даже работающий таксо­метр.

Эти автомобили, как правило, яр­ко раскрашивались и имели произ­вольную длину, в среднем от 19,5 до 49см.

В Нюрнберге игрушки-автомоби­ли производили такие старые фирмы, как «Хесс», основанная в 1826 г., «Гюнтерманн»—в конце XIX века, «Каретт»—в 1886 г., фирма «Лехманн» из города Бранденбург, появившаяся в 1881 г., а также всемирно известная «Мерклин», основанная в 1859 г. в Гоппингене.

Среди французских фирм-произ­водителей можно назвать следующие: «Игрушки Парижа», Па­риж 1899 г.; «Чарльз Россиньоль, Париж 1852 г. и многие дру­гие.

В наши дни немногочисленная сохранившаяся продукция этих ком­паний стала большой редкостью.

Для производства подобных игру­шек в Германии использовали высо­кокачественную жесть, на которую литографическим способом наносили необходимый рисунок, различные надписи и рекламу. Сейчас можно, наверное, сказать, что у истоков мас­штабных моделей автомобилей были так называемые немецкие игрушки-автомобили «пенни-тойз». По своим размерам они приблизительно рав­нялись моделям в масштабе 1:43. По­зже такого типа автомобильчики де­лали разные фирмы многих стран мира.

После II мировой войны Япония осваивает изготовление жестяных игрушек-автомобилей крупных мас­штабов, в настоящее время очень по­пулярных среди коллекционеров. В начале 70-х гг. их вытеснили моде­ли, отформованные из пластика.

Ссылаясь на “Энциклопедию игрушек», изданную в Швейцарии, можно достаточно четко выделить три периода: 1830—1920 гг., 1920-1945 гг., после 1945 г.

Первый период характеризуется не точным соответствием оригиналам.

Во втором периоде отгибающиеся металлические пластинки для креп­ления и литография постепенно вы­теснили пайку деталей и окраску из­делий кистью или аэрографом. Каса­ясь этого периода, нельзя не упомя­нуть о широко известном производи­теле настоящих автомобилей, фран­цузском промышленнике Андре Сит­роене. Ситроен первым в Европе ор­ганизовал, подобно Форду в Амери­ке, массовое конвейерное производ­ство автомашин. Он выпускает, пер­вым в Европе, автомобили с цельно­металлическими кузовами. Автомо­били Ситроена, оснащенные гусе­ничными движителями Кегресса, ус­пешно участвуют в труднейших трансконтинентальных пробегах по Африке и Азии. В 1934 г. фирма вы­пускает свои первые переднепривод­ные автомобили «Траксьон Аван», которые продержались на конвейере вплоть до 1956 г. Андре Ситроену принадлежит также первенство в со­здании широкой сети сбыта и обслу­живания автомашин своей марки и рекламной службы, с которой не мог­ла сравниться ни одна европейская фирма. Почему мы так подробно рас­сказали об этой марке? Да потому, что Андре Ситроен был одним из первых производителей игрушек, в масштабе копировавших реальные автомобили его компании. Ситроен выпускал игрушки-модели с 1923 по 1938 гг. в масштабах 1:11 и 1:43. За это время появилось 44 различных вида моделей, изготовленных из оло­ва, гипса и муки, штампованной ста­ли.

Разгадка такого, на первый взгляд странного, соседства настоя­щего и малого достаточно проста. Сам Ситроен объяснял это тем, что его игрушки имеют большое образо­вательное значение. Давая детям игрушки-автомобили своей марки, он давал им одновременно образ их будущего, уже настоящего автомоби­ля, т.е. он растил своих потенциаль­ных клиентов. Ситроен сказал од­нажды с юмором, что первыми сло­вами детей являются: «папа, мама и Ситроен».

Третий период после II мировой войны очень многообразен. Здесь представлены игрушки из жести — от немецкой фирмы «Шуко» до японских игрушек прекрасного качества, пластиковые наборы-кон­структоры, модели автомоби­лей в масштабе 1:43.

И все же когда, где и как появились первые масштабные модели автомоби­лей?

Пионером считается американ­ская фирма «Тутси Тойс» компании «Доуст», вы­пустившая в 1914 г. литые оловянные модели автомобиля «Форд-Т». В ито­ге, этих моделей было изготовлено рекордное количество — 15 млн штук. В начале 20-х—середине 30-х годов фирма достигла зенита своего развития по разнообразию ассорти­мента и деталировке выпускаемых моделей, хотя они больше приближа­лись к игрушкам, чем к масштабным копиям.

TootsieToy Metal Truck

TootsieToy Metal Truck

Во времена второго периода, т.е. начиная с 1920 г., появляется боль­шое количество литых из железа и чугуна моделей, которые хотя и сти­лизованно, но передавали идеи копи­руемых оригиналов. Это — годы рас­цвета в Америке фирм «Аркад», «Хабли», основанной еще в 1894 г.,

«Дент энд Баркли» и др. В это же вре­мя в Европе во Франции фирмы «АР», «СИЖ», «Солидо» и в Ан­глии — «Британс», «Скайберд» и «Джохилко» стали делать наряду с игрушечными куклами, самолетами, кораблями и поездами, также и мо­дели автомобилей.

Большинство ранних моделей ав­томобилей, в отличие от современ­ных, с трудом можно приравнять к так называемым «масштабным моде­лям автомобилей». Они в самом деле в общих чертах передавали облик конкретных популярных автомоби­лей своего времени, но в качествен­ном отношении находились на доста­точно низком уровне, т.к. примитив­ная технология литья железных мо­делей не позволяла добиться высоких результатов.

Этот отрезок времени стал свое­образным прологом в истории моде­лей автомобилей, а настоящая исто­рия их началась в 30-е гг.

1934—35 гг. стали в истории моде­лей автомобилей очень важными. Большинство знаменитых автомоби­лей было выпущено тремя фирмами, продукция которых стала очень важ­ной и ценной для коллекционеров все­го мира.

Это, прежде всего, модели фирмы «Тутси Тойс», нынешние редкости— «Ла Салль», «Грэхем» и «Линкольн Зефир», изготовленные с большим мастерством.

В 1934 г. английская компания иг­рушек «Меккано» выпускает свои пер­вые модели автомобилей под торговой маркой (ныне очень известной и по­пулярной) — «Динки Тойс», Вначале появились модели «Крайслер Эйрф-лоу», «Роллс-Ройс» и «Даймлер», а че­рез год — «Воксхолл», «Ровер», «Ар-мстронг-Сидли» и «Бентли». Они ста­ли лучшими автоминиатюрами того времени.

Модели «Динки Тойс» стали очень популярными в мире благо­даря своему качеству и выдержан­ному масштабу (большинство лег­ковых автомобилей сделаны в мас­штабе 1:43). Эта фирма — одна из старейших производителей масштабных моделей автомобилей. Осно­вана она была Фрэнком Хорнби в Ли­верпуле в 1901 г. и получила наиме­нование «Меккано ЛТД». Сам Ф. Хорнби родился 15 мая 1863 г., а в 1899 г. он изобрел набор-конструктор «Меккано». Основу этого конструк­тора, хорошо известного во всех стра­нах детям и взрослым, составляли металлические пластины разной конфигурации с отверстиями, кото­рые собирались при помощи малень­ких винтиков с гайками.

Dinky Toy No. 155: Ford Anglia (19611966)

22 ноября 1934 г. Фердинандом-де Вазейллесом регистрируется еще од­на очень известная среди коллекци­онеров масштабных автомобилей марка «Солидо». До войны фирма также специализировалась на произ­водстве игрушек, среди которых бы­ли и автомобили, а с 1957 г. выпу­ском модели «Ягуар Д» в масштабе 1:43 начинается история автомобиль­ной миниатюры, принесшая фирме мировую из вести опстоь. В 1964 г. фирма дает рождение новой серии исторических автомобилей— «Золо­той Век». Можно смело утверждать, что по популярности эти модели не имеют равных в мире. Все новые и новые экземпляры из этой серии пополняют коллекции по сей день.

Solido model car and portion of original package-1938

 

 

В 1935 г. старейшая немецкая компания «Мерклин», известная сво­ими механическими игрушками и новым направлением деятельно­сти — моделями поездов, также на­чинает производство моделей авто­мобилей немецких марок «Мерседес-Бенц», «Хорьх», «Адлер», и «Фольксваген». Они отличались вы­соким качеством.

В это же время французский фи­лиал компании «Меккано» выпускал не только модели «Динки Тойс» по английскому образцу, но и разрабо­тал собственные миниатюры фран­цузских автомобилей — Пежо 402, Симка 5 и Ситроен 11 БЛ.

После II мировой войны, т.е. во время третьего периода по нашей классификации, начинается серьез­ное промышленное производство мо­делей автомобилей в наиболее популярном в мире масштабе 1:43. Именно с этим периодом и связано появление многих знаменитых сегодня автомодельных фирм.

Масштабом 1:43 мы обязаны Ан­глии, где, как известно, была приня­та не метрическая, а дюймовая сис­тема мер. Поскольку эре масштаб­ных автомобилей предшествовала эра масштабных железных дорог, то за основу для определения масштаба была взята такая неменяющаяся вели­чина, как колея ж/д полотна. Т.к. на­туральная колея в Англии измерялась в дюймах, то соответственно и в мас­штабе получалось то же самое, т.е. находили кратные в дюймах величины. Наибольшей популярностью у конст­рукторов-моделистов пользовалась колея 1:4 — ей присвоили индекс 0. При округленном пересчете в метри­ческую систему этому индексу и стал соответствовать масштаб 1:43. Т.к. к железным дорогам выпускались раз­личные дополнения, в том числе и ав­томобили, то они стали выпускаться именно в этом масштабе. Впоследст­вии их выпуск уже развивался неза­висимо от моделей железных дорог, но все в самом популярном и универсаль­ном масштабе. Колея для этого масш­таба равнялась 32 мм. Другой попу­лярный у железнодорожников масш­таб НО, является половинным от 0 и равен 1:87, при колее 16 мм. Масшта­бы, применяемые сегодня в мире мо­делей автомобилей: 1:8, 1:12, 1:24, 1:25, 1:36, 1:120, 1:160 и др.

После II мировой войны Велико­британия вновь заявляет о своих мо­дельных интересах. Так, в 1947 г. по­является фирма «Лесни», которая выпускает детально проработанные автомобильчики, размерами со спи­чечный коробок, отсюда и появилась популярнейшая в мире торговая мар­ка «Мathbox».

Сейчас в мире существуют целые клубы, со­бирающие только эту фирменную марку. В 1956 г. фирма «Лесни» вы­пускает новую серию «Уester уеаг», которую составили модели зари ав­томобильной эпохи.

В этом же 1956 г. начинается победоносное шествие другой английской модельной фирмы «Меттой», выпустившей серию под торговой маркой «Корги-Тойс». Модели этой фирмы вызвали настоящую сенсацию свои­ми точно исполненными окнами, а затем такими новинками, как стан­дартное прессование интерьера, раз­дельные сиденья, приборная доска, ер и рулевое колесо.

Впоследствии эта фирма не уставала удивлять кол­лекционеров то поднимающимися капотами и подробно исполненными двигателями, то прыгающей подве­ской колес, гранеными стеклами в передних фарах, покрытыми метал­лизацией бамперами, открывающи­мися дверьми, скользящими окнами и многим другим.

Постепенно это направление в автомоделизме сошло на нет, мно­гие перечисленные фирмы к концу 70-х годов пришли в упадок или ра­зорились.

Если продукция выше описан­ных фирм по нынешним меркам счи­тается ближе к игрушечной, то в кон­це 60-х — начале 70-х гг. появилось направление, давшее рождение уже не просто миниатюрным автомоби­лям-игрушкам, а точно исполнен­ным и масштабным стендовым моде­лям-копиям. Большой вклад в это направление внесла Италия, где на­ряду с фирмами, производящими мо­дели-игрушки «Полистил», «Меркури», «Мебетойз», появляются фирмы, точ­но копирующие в миниатюре ориги­налы. Это «Дугу», а затем «Рио» и «Брумм».

В 1969 г. во Франции фирма «Ману Ле Ман», а затем в англии — «Джон Дей» и в Италии — «Идея-3» на­чинают новую эру в истории масш­табных моделей автомобилей. Они осваивают пока на кустарном уровне производство мелкими сериями так называемых клубных моделей, пред­назначенных для сборки самим кол­лекционером-энтузиастом. Эти мо­дели в обиходе получили наименова­ние «КIT». Сейчас в этом классе вы­пускаются одни из самых прекрасных и тонко детализированных мо­делей. Для их производства исполь­зуются различные смолы и легко­плавкие сплавы. Это новое направ­ление в свою очередь подняло на но­вую ступень развития и массовое производство моделей, в котором ис­пользуются последние достижения науки и техники.

А что же можно сказать о моделях, производившихся в нашей стране?

Как ни странно, но в этом вопросе СССР не очень сильно отстал от раз­витых капиталистических стран.

Еще до Великой Отечественной войны, с развитием в 30-е гг. автомо­бильной промышленности у нас по­являются отечественные жестяные игрушки-автомобили. Их производ­ство продолжается и после войны.

В 50-е гг. в СССР появляются пер­вые литые игрушки-модели автомоби­лей приблизительно в масштабе 1:43— это ЗИС-110, ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-М20 «Победа» и другие. Из них до на­ших дней дошли считанные единицы.

Ну, а серьезное производство коллекционных моделей-копий на­чалось в начале 70-х гг. в Саратове на заводе «Тантал», который произ­водит широкую гамму моделей по ис­тории России и СССР.

Также в 70-е гг. СССР закупил за рубе­жом пресс—формы у различных фирм Италии, Франции и, используя их, выпускал модели в масштабе 1:43, 1:24 в Москве, Тбилиси, Киеве, Ленинграде, Донецке и других горо­дах.


Похожие статьи:

КАВЗ 3270 - Очередная модернизация Курганского автобусного завода
Интервью с главным инженером автобусного парка № 3 города Москвы А.В. Нефедовым.
Вторая жизнь троллейбусов
Троллейбусные поезда
Все интересные статьи