8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Музей ЗИЛа, как культурное явление страны.

Начало пути

Закладка первого камня завода АМО (Автомобильное московское общество) произошла второго августа 1916 года, хотя строительство завода к этому времени уже велось. Первый камень заложил генерал-майор Кривошеин. В тот день ждали государя Императора, но он не приехал. Первые три цеха предприятия были построены очень быстро, к началу 1917 года — литейный, сборочный корпус и кузнечно-прессовый отдел. Оборудование было заказано хозяевами завода Сергеем и Степаном Рябушинскими в Америке. Станки шли водным путем, но в Европе велась 1-ая Мировая война и пароходы не пришли, а к лету 1917 года Рябушинские уже обязались выпустить первые полторы тысячи грузовиков, чертежи которых были куплены в Италии на автомобильном заводе Фиат. Это были грузовой и военный автомобили. Рябушинские смотрели далеко вперед, потому что России нужны были грузовые автомобили, в первую очередь, для воюющей армии. Когда были построены первые три цеха, оборудование для них, как уже говорилось, не пришло. Тогда Рябушинские покупают сто машин в разобранном виде в Италии, собирают их в Москве и выдают готовую продукцию военному ведомству. Потом грянули обе революции, которые Рябушинские не приняли. Они уехали заграницу, а завод, построенный ими, остался. Остался работать на заводе и первый директор Бондарев. Потом уже появилось оборудование, которым делился с будущим ЗИЛом завод «Динамо». Но Бондарев, все же, решил закрыть завод, поскольку никто в то смутное время толком не работал. Тогда рабочие выманили своего директора на улицу, насильно посадили его в тачку и выбросили за забор предприятия.

Что же делали в первых цехах завода? Ремонтировали автомобили иностранных марок – фиаты, форды и т.д. Их ремонтировали для военных штабов. Дело в том, что Рябушинские купили чертежи автомобилей и после их отъезда, чертежи долго не могли найти, но потом нашли, и первый автомобиль был создан на базе Фиата к первому ноябрю 1924 года и назван он был АМО Ф-15 по названию завода и марки машины. Через неделю этих машин собрали десять штук, и они приняли участие в демонстрации трудящихся. Этот день – 7 ноября принято считать началом отечественного советского промышленного грузового машиностроения. Делали эти машины ручным способом до первой реконструкции, после которой машины станут собирать уже на конвейере. Автомобили проверялись в пробегах на средней русской полосе. На базе этой машины (АМО Ф-15) стали делать пожарные автомобили, автобус, скорую помощь. В 1925 году был проведен международный автопробег, в котором участвовали все автомобильные страны мира. Пробег проходил по маршруту Москва-Смоленск-Ленинград-Москва. И победил в этом пробеге АМО Ф-15 под номером 106. Фирма Фиат подарит приз заводу, который простоит в кабинете Лихачева во все время его директорства. Есть воспоминания заводчан – участников автопробегов о том, что наши машины не ломались вообще. Такие они были надежные. Автомобили участвовали в пробегах круглый год и в любую погоду, по любому бездорожью.

Нужно сказать несколько слов о самом знаменитом нашем директоре — Иване Алексеевиче Лихачеве, который в возрасте тридцати лет стал руководителем завода с образованием три класса церковно-приходской школы и курсов шоферов. Он прекрасно водил машины, хорошо их знал. Он умел находить специалистов, имевших рафинированное техническое образование, и объезжал с ними все автомобильные страны, побывал в Америке на заводах Форда, увидел конвейер. Потом ему пришлось защищать своих спецов в тяжелые тридцатые. И.А. Лихачев родился 15 июня 1896 года. В тринадцать лет он убежал на Путиловский завод и работал чернорабочим, участвовал в революции и гражданской войне, получил контузию и лечился в Москве. После лечения работал год в ВЧК и потом уволился и работал в профсоюзах, откуда его назначили директором завода. Он любил свое дело страстно. Его мечтой с самого начала было наладить конвейер у себя на заводе. Лихачев страстно добивался этой цели, и в 1929 году получил добро от правительства страны и на предприятии начинается первая реконструкция, которая закончится в 1931 году. Результатом этой реконструкции будет выпуск 25-ти тысяч автомобилей в год — АМО-2 и АМО-3, который в последствие будет называться ЗИС-3. Завод переименуют в Завод имени Сталина (ЗИС) после реконструкции и машины получат новые названия. На базе АМО-3 был создан и первый автобус. Это будет знаменитый автобус ЗИС-8, который так хорошо был показан в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Выпуск 25-ти тысяч автомобилей в год станет недостаточным, и начнется вторая реконструкция на рубеже 1933-34 годов, которая закончится в 1937 году. Результатом этой реконструкции станет ЗИС-5 – первый советский троллейбус. Но, увы, дальше дело не пойдет. Был изготовлен лишь один экземпляр.

На базе ЗИС-5 создали трехосный автомобиль ЗИС-6. Эта машина, как и ЗИС-5 будет участвовать в Великой Отечественной войне. Первые легковые автомобили на ЗИСе начнут собирать с середины 1936 года. ЗИС-101 и ЗИС-102 – автомобили, которые показали Сталину в Кремле. Сталину, правда, не удалось на них поездить.

Кстати, музей ЗИЛа очень любят китайцы, потому что на заводе работал Цзян Земинь. Специалисты предприятия построили в Китае первый автомобильный завод АЗ-1. Из СССР в КНР шло оборудование, новейшие разработки, технологии, ехали специалисты и рабочие. Китайцы до сих пор выпускают автомобили ЗИЛа, которые успешно эксплуатируются в современном могущественном Китае.

Война

Когда началась война, все рабочие сразу же пришли к заводу. Многие начали уходить на фронт. Завод закрыли на два дня, чтобы дать возможность людям определиться, как поступать в новых тяжелых условиях. На заводе были созданы стрелковые курсы для мужчин, медицинских сестер для женщин и курсы противовоздушной обороны. Кстати, ни одного крупного возгорания на территории завода из-за зажигалок не было, хотя были дни, когда на территорию завода сбрасывалось более пятисот бомб. Завод был заминирован. Если бы фашисты близко подошли, его бы взорвали. Первый год на заводе было решено делать только оружие. До лета 1942 года производство автомобилей было прекращено. Делали минометы, снаряды различного калибра и ППШ. Это были «женские конвейеры», ведь принимали на них девчонок от 16 до 18 лет, потому что в этом возрасте у девочек очень чувствительные кончики пальцев. 16 тысяч автозаводцев ушло на фронт. Половина не вернулась. Среди рабочих завода вернулось восемнадцать Героев Советского Союза и три полных кавалерами Ордена Славы.

С лета 1942 года было возобновлено производство автомобилей. Машины эти будут называться ЗИС-5В. На каждом таком автомобиле экономилось более 120 кг металла столь нужного фронту. Экономили на том, что делали деревянные подножки, деревянные кабины, деревянные крылья и даже на таких мелочах, как рукоятки и фары, экономили металл. Машина эта, как говорят, привезла наших победителей в Берлин. Завод во время войны наградят двумя орденами за военную продукцию.

Новая жизнь после войны

После войны первые автобусы выйдут в 1947 году. Наладили выпуск новых машин, в том числе, ЗИС-110, ЗИС-150 и другие. За быстрое создание качественно нового автомобиля без остановки конвейера группу конструкторов во главе с Лихачевым наградят Сталинской премией. Тогда конструкторы сделали новый двигатель, который будет использован в дальнейшем на машинах ЗИЛ.

В середине пятидесятых годов стали выпускать автобусы ЗИС-154, их подарят москвичам в день восьмисотлетия Москвы в сентябре 1947 года. Автобус ЗИС-155 будет уже немного другим. В середине же пятидесятых годов выпустят скоростной междугородный автобус с дизельным двигателем ЗИС-127. Эта машина была создана в 1955 году, а в 1956 году ее переименуют в ЗИЛ-127. Обкатывали автобус от Симферополя до Ялты по так называемой хрущевской дороге вдоль моря. Последним автобусом предприятия станет ЗИЛ-158. В конце пятидесятых годов его снимут с производства и передадут на Ликинский автобусный завод, и машина получит название ЛиАЗ.

Машину ЗИЛ-130 завод выпускал около тридцати лет, с 1964 года по 1991 год. Был построен автосборочный цех, и в лучшие годы выпускалось более 210 тысяч автомобилей в год, причем пропускная способность – 230 тысяч. И все машины находили спрос. ЗИЛ-131 делают сейчас под Свердловском. Машины эти военные. Нашей разработкой является и ЗИЛ-170, который сейчас выпускается на КАМАЗе и является это изделие первой машиной этого предприятия. Изготавливались вручную и микроавтобусы «Юность». Их сделали очень мало. Выпускалось много спецтехники – вездеходы, скорые помощи, пожарные машины.

На заводе всегда были пансионаты, поликлиника, детские сады, лагеря отдыха для детей. Потенциал у ЗИЛа и сейчас очень высокий, надежда на его возрождение не угасает. Музей же признан одним из лучших в Москве. К сожалению, он пока закрыт для общественности, потому что у него нет охраны, но когда-нибудь  это уникальное учреждение культуры откроет свои двери для всех желающих посмотреть, как развивалась автомобильная промышленность нашей страны.

 

Ольга Маркова, заместитель директора музея ЗИЛ специально для Classicbus.ru
20 ноября 2010 года

                                                            

Похожие статьи:

Автобусы на ладони
Автобус и Черный Маклер
Первый низкопольный трамвай на улицах Ростова-на-Дону
Интервью с заместителем директора Музея пассажирского транспорта Москвы М.В.Егоровым.
Все интересные статьи