8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Пожарный ЛАЗ

Многие видели советский фильм «Тревожное воскресенье», где практически в течение всего кино разворачиваются действия, связанные с тушением пожара. Работа пожарных не мыслима без привлечения специальной техники. За организованность и оперативность работ по тушению пожаров отвечает штаб пожаротушения. В этом фильме штаб располагался в автобусе ПАЗ-672.

По сценарию кино начальник штаба (артист Эммануил Виторган) ловко организовал тушение загоревшегося судна, отдавал приказания по рации отдельным подразделениям, связывался с другими пожарными частями, вызывая их на помощь. И хотя салон этого автобуса просторнее и комфортабельнее любого другого пожарного автомобиля, но для работы на более серьезных пожарах, где задействованы десятки единиц пожарной техники и сотни человек — требуется большее пространство, а, следовательно, и сам автобус должен быть классом выше.

Под эти требования очень хорошо подходили автобусы Львовского автозавода.

Впервые использовать автобус ЛАЗ в качестве штаба придумали еще в далеком 1968 году в особом конструкторском бюро «Пожмашина». Конструкторский коллектив во главе с ведущим инженером В. И. Головань приспособили серийный автобус ЛАЗ-695Е в качестве штабной машины. Сначала была создана документация, а позднее в 1969 г., здесь же на предприятии в городе Прилуки Черниговской области был построен опытный образец этой машины АШ (695Е)-143. Штабной автобус был предназначен для штаба руководства силами и средствами органов милиции при проведении массовых оперативных мероприятий. Известно, что этот автобус был оборудован радиостанцией 57Р1 «Пальма».

И хотя первая разработка предназначалась для милиции, но была создана в пожарном конструкторском бюро не случайно. Уже тогда предвидели необходимость в разработке крупных штабных машин для работы на чрезвычайных пожарах. Стоит отметить, что многие хорошие задумки конструкторов натыкались на стену бюрократии. И этот автобус остался всего лишь опытной разработкой ОКБ ПМ. Потребность в таких машинах для страны была не велика, а загружать заводские цеха выпуском такой специфической техники было крайне не рентабельно.

Поэтому единичное производство отдали на откуп мастерским технической пожарной охраны областных центров. А здесь среди всех остальных первенство держали мастерские городов Ленинграда и Киева. Не только для себя, но и для других областных центров строились специальные машины газодымозащитной службы, а так же связи и освещения на шасси ПАЗ-672, но были и исключения. Казалось, что на этом можно было поставить точку в истории отечественной пожарной техники. Но дело сдвинулось с мертвой точки в середине 80-х.

В 1985 г. в Ленинграде местными рационализаторами был создан мобильный пожарный штаб на шасси автобуса ЛАЗ-695Н. Появление автобуса не прошло не замеченным. Журнал «Пожарное дело» в рубрике «уголок рационализатора» рассказал о новинке. Появление этого материала негласно подталкивало руководителей пожарных подразделений других городов к созданию подобных машин. Но об этом позднее. Ярко-красный автобус с белыми полосами и всевозможным сигнально-звуковым оборудованием на крыше имел обозначение АС.

Автомобиль службы связи и штаба пожаротушения (такое официальное название получил этот автобус) был предназначен для организации радио, проводной и громкоговорящей связи и обеспечения управления и взаимодействия при тушении пожаров. Чтобы все перечисленные работы выполнялись в точности, и никто не мешал друг другу, салон автобуса был разделен на три отсека. Передний отсек (отделение службы связи) предназначен для работы связистов.

В отделении службы связи установлено следующее оборудование: трехместное сиденье, сиденье оператора, сиденье водителя и винтовой стул. У перегородки салона смонтирован пульт управления с электросиловым щитом. На пульте расположены радиостанции «Виола А», усилители, а так же магнитофон. Здесь же размещается аппараты управления громкоговорящей установки и телефонный коммутатор на восемь номеров. Питание аппаратуры осуществляется от аккумуляторных батарей напряжением 12 в и 24 в, а подключение напряжения 220 в переменного тока производится силовым кабелем.

В секционном шкафу находится выносной штабной стол, переносные радиостанции. В этом отделении так же расположено выдвижное устройство флагштока.Второй отсек расположен в средней части автобуса и предназначен для работы руководства на крупных пожарах.

В состав этого отделения входят двухместные сиденья, холодильник, тумбочка, вешалка и рабочий стол с телефоном. Вход во второй отсек осуществляется через третье отделение – штаб пожаротушения.Штаб пожаротушения расположен в корме автобуса и оборудован трехместным сиденьем, шкафом для боевой одежды, умывальником и специальный столом – тумбой, на котором находятся переговорные устройства, телефон и автомобильные радиостанции. В отделении так же располагаются противогазы АСВ-2.

Специальное оборудование кроме салона автобуса так же располагается на крыше и в специальных боковых нишах – отсеках. Так на крыше автобуса смонтированы сигнально переговорное устройство СГУ-60 с проблесковым маяком, 8 динамиков по 50Вт каждый (по 4 на каждую сторону), выдвижное табло «Штаб» поднимающееся на высоту до 2 метров с мигающей подсветкой. Так же на крыше в средней части имеется деревянный настил. Он предназначен как для установки осветительных приборов, так и для расположения наблюдателей. Для того, чтобы забраться на этот настил использовалась пожарная лестница-палка.

В нижних боковых отсеках автобуса находятся аккумуляторы для питания всех потребителей автобуса и шесть катушек с полевым телефонным кабелем по 300 метров, две катушки с силовым кабелем (220 В) по 30 метров и магистральная катушка с кабелем – 120 метров.

С правой стороны АС находится распределительный щит для подключения линий связи и аппаратуры, находящейся на штабном столе, динамиков и микрофонов.

Питание автобуса (220 В) от электроустановки (генератора) другого пожарного автомобиля осуществляется с помощью кабеля переносных катушек, подключаемых к блоку раздачи автобуса.

Электропитание от городской сети может осуществляться через кабель магистральной катушки. Подаваемое напряжение предназначено для использования работы прожекторов ПКН-1500 и электроинструмента. Эксплуатация этого автобуса показала, что он надежно обеспечивает все виды связи, как на пожаре, так и по пути следования и создает необходимые условия для работы штаба пожаротушения. В результате был создан еще один такой же автобус-двойник, который сменил своего старшего брата на посту. А появление многочисленных новинок, в области связи и пожаротушения, заставило руководство пожарной охраны Санкт-Петербурга в 1998г. провести ремонт и осуществить замену некоторых морально устаревших элементов конструкции АС.

Изменения коснулись и внешнего вида, теперь вместо обычных «мигалок» в передней части крыши установлен современный блок с проблесковыми маячками и громкоговорителем. Изменилась конструкция внешних громкоговорителей, и хотя их осталось столько же – 8 шт., теперь они объединены по 4 штуки в общие блоки по каждую сторону автобуса. И сегодня этот автобус несет круглосуточную вахту в пожарной части номер 5 Санкт-Петербурга.

Этот автобус не частый гость на городских магистралях Северной пальмиры, ведь крупные пожары случаются крайне редко.Поддерживая почин ленинградцев, и в других городах стали появляться подобные автомобили.

Не обошло стороной это новшество и московских пожарных. Сначала в Москве появляется пожарный автобус на шасси ЛИАЗа-677, предварительно переделав входные двери, а с появлением вместительных комфортабельных лайнеров ЛИАЗ-5256 на улицах столицы можно встретить пожарный автобус и на этом шасси. Как ленинградский вариант, так и пожарные машины из других городов в первую очередь предназначены для выполнения штабных работ и организации связи.

При подготовке материала были использованы:

Журнал пожарное дело №  9 за 1985 г.Техническое руководство на пожарный автомобиль службы связи и штаба пожаротушения.

Фото: Павла Чилина и Алексея Гонтарева
Габаритная схема
: Александр Говоруха

Александр Говоруха специально для Classicbus


Похожие статьи:

Вдруг мой слух выхватывает странные звукосочетания...
Смена трамвайной эпохи в Москве
Автобусные остановки в СССР
Коллекционирование моделей: с чем его едят
Все интересные статьи