8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Ровесник космической эры

Автор Дмитрий Колесник
Специально для Classicbus

Автобус ЗиЛ-158В на конечной остановке «Платформа Лось», 1976г.

У каждого времени свои достижения и свои трудности. Тем, кто успел пожить в шестидесятые годы прошлого века, даже трудности вспоминаются с романтическим ореолом. Новостройки по всей стране, чувство свободы – в «Новом мире» печатают М.Булгакова и А.Солженицына, появляются братья Стругацкие и Е.Евтушенко. Молодежь делится на «физиков» и «лириков», небывалый взлет атомной энергетики, в обиход входит слова

«транзистор», Э.Рязанов и Л.Гайдай снимают свои лучшие комедии, а телевидение становится цветным. Десятилетие,
начавшееся с реактивных лайнеров и первого полета человека в Космос, и закончившееся высадкой на Луне. До самых невероятных прогнозов писателей-фантастов осталось, кажется, не более одной -двух пятилеток.

Конечно, мало кто тогда обращал внимание на обычные городские автобусы ЗиЛ-158В, это же не атомоход «Ленин», и не Ту-104. Однако всякий «шестидесятник», увидев в кино или на фото этот автобус, не удерживается от улыбки – «Ой, тот самый!». И почти все вспоминают самые характерные признаки – теплый зимой, сиденья мягкие, и весь в заклепках.

Действительно, ЗиЛ-158В будто имел собственное лицо, приветливое, узнаваемое, почти родное. И хотя по своей конструкции он мало отличался от своего предшественника ЗиС-155, буквально вырос из него, совершенно новый дизайн и повышенный комфорт сделали ЗиЛ-158 одним из символов городской жизни СССР шестидесятых. Первые машины, ЗиЛ-158А «экскурсионный», с остеклением скатов крыши, были собраны в мае 1957 года на заводе имени Лихачева специально к открытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве для обслуживания участников фестиваля, а с октября того же года началось серийное производство. Однако потребность народного хозяйства в грузовиках стремительно росла, и в 1958 году было принято решение перепрофилировать машиностроительный завод в подмосковном Ликино-Дулево в автобусный, и передать ему производство ЗиЛ-158. Первые машины с табличкой ЛиАЗ на решетке радиатора (из-за чего их часто называют ЛиАЗ-158) сошли с ликинского конвейера в середине 1959 года. Практически, это был тот же ЗиЛ-158: несущий кузов с обшивкой из дюралюминиевых листов, с работающим на нагрузку полом из бакелизированной 15-мм фанеры, двигатель ЗиЛ-158 мощностью 105 л.с., пятиступенчатая коробка передач, пневматический привод тормозов и салон на 60 пассажиров с 32 сидячими местами.

В течение двух лет конструкторами Ликинского завода была проведена модернизация автобуса, с целью унифицировать ряд агрегатов с новыми серийными грузовиками ЗиЛ-130 и приспособить конструкцию к местным производственным возможностям. Новый двигатель с увеличенной степенью сжатия и повышенной до 109 л.с. мощностью, коробка передач, однодисковое сцепление, барабанный стояночный тормоз и улучшенная подвеска повысили надежность и эксплуатационные характеристики новой машины. Вместо трех салонных обогревателей появился один, более мощный, работавший от системы охлаждения двигателя, выпрямители электросистемы перенесли под приборную панель кабины водителя. Кузов подвергся упрощению, убрав одну из поперечных ферм, добавили продольную балку, стекла на задних скатах крыши заменили листами обшивки с выштамповками, убрали стекла и с лючков на крыше.

К сожалению, врожденные недостатки конструкции сохранились, к ним, в первую очередь, относится неудачное решение соединять клепкой сталь с дюралюминием, что, усугубляясь невысоким качеством сборки (детали грунтовались недостаточно хорошо), приводило к интенсивной электрохимической коррозии и сокращению межремонтных периодов, и в результате к сокращению сроков службы. Свою долю вносила и конструкция окон, способствовавшая накоплению влаги и грязи в соединениях силовых элементов, становилась также очевидной необходимость установки гидроусилителя руля – ЗиЛ-158 был тяжеловат в управлении.

Модернизированный автобус был готов к производству в 1961 году. И хотя спереди и сзади красовались эмблемы Ликинского завода, название модели сохранилось, только теперь она называлась уже ЗиЛ-158В. Именно эта модель и стала наиболее массовой, находясь в производстве с 1961 по 1970 годы, и использовавшаяся на маршрутах вплоть до начала восьмидесятых. Дальнейшие доработки были незначительными, неудобные маленькие круглые зеркала заднего обзора заменили квадратными, декоративные и ненагруженные металлические элементы заменялись на пластмассовые, в 1966 году на заднем борту под указателями поворота и габаритными огнями появились катафоты, в самом конце производства удлиненные обтекатели верхних габаритных огней были заменены на миниатюрные «капельки», основа же оставалось той же вплоть до прекращения производства. Всего было произведено около 72 тысяч ЗиЛ-158, из них 9.5 тысяч на заводе им. Лихачева, и более 62 тысяч в Ликино.

Зил (ЛиАЗ)-158В музея Мосгортранса на параде в июне 2010г. у Главного входа ВВЦ Зил (ЛиАЗ)-158В музея Мосгортранса на параде в июне 2010г. у Главного входа ВВЦ

Зил (ЛиАЗ)-158В музея Мосгортранса на параде в июне 2010г. у Главного входа ВВЦ. Фото автора

В восьмидесятые годы «сто пятьдесят восьмые» можно было встретить как машины техпомощи, служебные автобусы и в техническом парке телевизионных машин, а один ЗиЛ-158В еще пару лет назад возил работников птицефабрики в «ленинском» поселке Шушенское!

При всем многообразии цветов и окрасок ЗиЛ-158В можно выделить три основные схемы. Первая, т.н. «зиловская», светло-серый, реже кремовый низ и крыша, и «цветная» середина. Затем эту схему заменили две «цветные» полоски, под окнами и внизу, по светло-серому основному цвету корпуса, и уже в последние годы выпуска «цветными» стали низ и крыша.

Фото 4 Фото 5

Новая модель ЛиАЗ-158В от Classicbus представляет собой автобус выпуска первой половины 60-х, в типичной «зиловской» окраске.

Фото 6

Особенно хорош салон модели, воспроизведены и характерные кронштейны поручней, и плафоны освещения, и кожухи механизма открывания дверей. Рифленый пол, толстые подушки сидений на сварных каркасах из труб, и даже мат из кожезаменителя на капоте в кабине водителя, неотъемлемая часть интерьера автобуса, у его современников вызывают приступ ностальгии и переносят в годы юности.

Ну, а тем, кто уже не застал эту машину на городских улицах, смотрите внимательно лучшие старые советские фильмы, в большинстве из них нет-нет, да и «мелькнет в толпе знакомое лицо», как поется в песне из одного из таких фильмов, «Я шагаю по Москве». Кстати, там тоже снимался ЗиЛ-158.

Вверху: Автобус ЗиЛ-158В на конечной остановке «Платформа Лось», 1976г.
Фото автора


Похожие статьи:

Эволюция муниципального транспорта города Киева
Киевские троллейвозы
Мерседес показал беспилотный городской автобус будущего
Городской автобус Икарус 260
Все интересные статьи