8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Интервью с известным в мире коллекционером моделей г-ном Филиппом дэ Леспинэй.
Часть 1

Авторы: Марибет Кин и Брэд Квин (Copyright Collectors Weekly 2010)

De Lespinay: У меня была огромная коллекция литых масштабных (1: 43) моделей автомашин японской фирмы Dinky, а также модели игрушек Corgi и тому подобное. Коллекция стала такой большой и всеобъемлющей, что однажды она стала мне не интересна. В 1990, я продал все это в Лос-Анджелесе знакомому коллекционеру. Эти деньги, мы с женой решили инвестировать в игрушки из жести. Я много покупал, что-то  подавал, но при этом постоянно занимался обновлением. В итоге, за последние 20 лет мы собрали действительно большую коллекцию.

 

Cadillac «Series 62» производства Marusan – 1951 год 

Большинство моделей в моей коллекции это игрушки из жести, сделанные в Японии. Некоторые из них были произведены в Германии и Франции. Практически ничего из них не произведено в США, где Tonka, Smith-Miller, а также другие компании делали игрушки из тяжелой литой или штампованной стали. Игрушки производства США были довольно сырые, а японцы пошли совсем по другому пути. Их модели до мелочей были идентичны реальным машинам, и они выглядели великолепно. Вот почему мы решили их собирать. Мы провели много исследований и, в результате выбрали то, что хотели.

В целом, 99 процентов всех японских игрушек, к сожалению – мусор для коллекционера, за исключением редких и дорогих экземпляров. Нам повезло получить то, что мы хотим, не платя слишком много. Как и все виды коллекционирования в 70-х, 80-х и 90-х, некоторые пошли вверх, а некоторые пропали вместе с кризисом экономики, по разным причинам. Нас не очень интересовали экономические процессы. Мы просто любили модели и собирали их.

Collectors Weekly: Когда японцы начали производство игрушек из жести?

De Lespinay: Японская индустрия жестяных игрушек началась в 1880 году недорогими копиями европейских игрушек, в основном немецких. В это время Германия абсолютно доминировала в мире игрушек. Японцы начали с производства элементарных моделей судов из русско-японской войны, и добавили новизну изделиям. К 1905, они уже делали модели первых автомобилей из литографированных и изогнутых вручную стальных листов. К 1914 году, они утроили экспорт. Эта тенденция сохранилась и в 1930-е годы, а качество их игрушек реально улучшилось, в то время как качество немецких игрушки снизилось.

Buick производства АТС – 1958 год, выпускался в разных тонах

 

США производили большие, тяжелые, из прессованного металла игрушки, в основном автомобили. Они начали делать игрушки автомобилей из чугуна после Первой мировой войны. Между двумя мировыми войнами и во время Великой депрессии, индустрия игрушек США была задушена проблемами экономики и низкими розничными ценами.

5 — и 10-процентов моделей производства TootsieToy доминировали на рынке в те времена.

К 1939 году, несколько японских компаний, таких как CK или Kuramochi Ко, производят большие и великолепные модели американских автомобилей, таких как Graham-Paige, Packard, Buick, Plymouth, и Chrysler. Модели снабжались простыми, но эффективными двигателями на основе часовых механизмов, в некоторых игрушках были даже электрические фары. Модели производились в 3 размерах, от 4 до 12 дюймов, и они высоко ценятся сегодня.

Collectors Weekly: У Вас есть японские игрушки времен до и после Второй мировой войны?

De Lespinay: Да. На самом деле, мы начали собирать жестяные игрушки из Германии до 1914 года и до 1939 года, а затем и послевоенные игрушки. У нас было много довоенных- до 1914 года классических игрушек производства Märklin and Carette. У нас были большие лимузины, лодки, и все такое, но мы быстро поняли, что в основном эти вещи коллекционируют пожилые люди, а они, к сожалению, умирают. Значения продаж и обмена шли вниз, а не вверх. Поэтому первичную коллекцию мы распродали.

Тогда мы сосредоточили внимание на послевоенных американских автомобилях, сделанных в Японии и на немецких автомобилях, производства Германии, потому что мы поняли, что в будущем они станут классикой. Между 1950 и началом 60-х, автомобильная техника и дизайн достигли пика, но не в производстве игрушек, так как жесть была заменена на пластик.

Collectors Weekly: Как японское производство игрушек встало на ноги после Второй мировой войны?

De Lespinay: Американские военные положили начало возрождения японской игрушечной промышленности. У японцев не было денег, и не они не могли позволить себе игрушки, так что огромные предприятия, занимающиеся экспортом игрушек, были созданы заново. Были восстановлены некоторые из довоенных предприятий и созданы новые. Рабочая сила в отрасли в основном состояла из женщин, которые собирали части моделей дома, и приносили их для окончательного монтажа на местные предприятия.


Хорошим примером может послужить компания Marusan. В 1952 году они произвели одну из самых красивых игрушек автомобиля, когда-либо  сделанную вообще, это Cadillac 1951 года, в различных вариантах и цветах. Их было произведено что-то  около 175 штук. Каждая деталь, часть реального автомобиля соответствовала модели. Пропорции немного отличались от реальных автомобилей, и много было игрушечного, но выглядят они замечательно. Размер этой модели составляет около 12-дюймов. Некоторые из них двигались от завода трением, некоторые от батареек. Были очень большие продажи, так что эта игрушка по-прежнему ценна на аукционах. Это было удачное начало для японской промышленности.

Немецкий производитель игрушек Schuco сделал механического заводного медведя в 1920 году, но после войны они приобрели известность как производители игрушек автомобилей из жести

Фирма Marusan производила все виды игрушек. Сегодня они делают пластиковых монстров Годзилла и игрушечных роботов. Это одна из немногих ранних японских компаний по производству игрушек, которая сохранилась до наших дней. Многие другие фирмы поглотили большие компании или они разорились, но не Marusan. Marusan продолжали производство Cadillac и начали делать Chevrolet и другие машины. Хотя их более поздние игрушки были хороши и ценятся коллекционерами, они никогда больше не достигали уровня, как первая модель Cadillac.
Yonezawa — другая большая компания в 1950- х годах. Они производили тысячи различных игрушек, в том числе и некоторые модели Cadillac, заводившиеся от трения. Эти модели достигали 18-дюймов. Среди них был классический 1960 года Cadillac Fleetwood, 4-дверный седан.

Они прессовали основу машины в одно целое с отдельной крышей, использовали целлулоидные окна впереди и сзади — они редко делали игрушки с боковыми окнами и не придавали значение деталировке и качеству отделки поверхностей автомобиля. Поэтому, получившееся изделие еще не было моделью, но по качеству было уже и не игрушкой, потому что была слишком хороша. Они продали тысячи таких игрушек, и многие из них взрослые купили не только для детей, но и для себя.

Collectors Weekly: Какие вещи того периода самые любимые для Вас?

De Lespinay: У меня есть невероятная игрушка фирмы Marusan, я купил ее у 92-летней женщины около двух лет назад. В 1958 году Marusan сделал модель 2-дверный Ford Fairlane (это вроде гибрида '56 и '57 Fairlane) в 3-х двухцветных версиях: кремовый и голубой, кремовый и желтый, кремовый и красной. Длинной, примерно 14-дюймов, и все это ручная металлическая штамповка, окрашенная или покрытая никелем.
Женщина купила настоящий '57 Ford Fairlane-1-1, когда была значительно моложе. Однажды она увидела модель ее же машины и купил ее. Она положила игрушку на полку в своем доме и не трогала ее долгие годы. В конце концов, она поставила его на eBay, думая, что она может получить несколько сотен долларов. Она заплатила $ 4 за ту новую игрушку, и продала ее мне за $ 4400. Это была одна треть стандартной цены этой игрушки на предыдущем аукционе, так что между нами состоялась нормальная сделка.

У меня довольно много игрушек в коллекции, которые пришли от людей, которые сохранили их в хорошем состоянии. Значительная часть довоенных литых изделий фирм TootsieToy, LaSalles и Grahams – пришли из не очень далекого от меня места, из Хантингтон-Бич, штат Калифорния. Этот парень был 90 лет, он и его брат купили целую кучу игрушек, когда были детьми в 1930 году. Это были солдатики, автомобили фирмы TootsieToy, а также огромная коллекция различных других игрушек в отличном состоянии.

Collectors Weekly: Как Вы думаете, эти люди, когда были детьми являлись начинающими коллекционерами?

De Lespinay: Это было очень необычно и редко, чтобы дети покупали или просто собирали такие игрушки во время Великой депрессии. Тогда они стоили 10 центов, конечно с ними играли, но они были совершенно мяты и изношены. Так или иначе, в 1939 году будущие мои игрушки были завернуты в бумагу, положены в обувные коробки, и никогда не видели дневного света, вплоть до 2008 года.

 

Lincoln Continental производства Linemar (Marx) – 1957 года, можно было купить за $ 2 в магазине Woolworth's. Машинка состояла из 63 частей, которые собирались японскими женщинами на сборочной линии

Многое я купил у сына весьма пожилого человека после того как связался с ним. Я помогал ему идентифицировать много вещей в его коллекции. В результате он продал несколько вещей по хорошей цене для нас обоих. В его коллекции TootsieToys, мы обнаружили несколько вариантов раскраски игрушек, о которых я даже не подозревал.

У нас есть один из немногих образцов жестяной игрушки произведенных до Второй мировой войны — лимузин фирмы Carette. Около 1910, Carette сделал серию лимузинов в трех вариантах, в каждом из которых была маленькая фигурка шофера. Они варьируются от литографированных автомобилей из жести с резиновыми колесами, до автомобилей из тяжелых металлов полностью раскрашенных в ручную. Carette сделал много вариантов в широком ценовом диапазоне.
Один из моих любимых - средний серый лимузин, с шофером за рулем и леди на заднем сидении. Эту модель я нашел очень пыльной, но при этом в очень хорошем состоянии. Когда я занимался чисткой салона, я нашел маленькое размером в 3 дюйма письмо под задним сиденьем. Оно было адресовано Деду Морозу и на нем была марка в 3 или 5 центов. Девочка написала письмо карандашом, прося Деда Мороза подарить ей игрушку — автомобиль, который она видела в окне магазина игрушек.

Collectors Weekly: Каким было производство игрушек из жести после войны?

De Lespinay: Как и в Японии, игрушки стали большой экспортной индустрией в Германии. Американская военная промышленность возродила такие довоенные компании, как TippCo, Distler, и Märklin. Рынок США был самый большой как для немецких, так и для японских игрушек.
В середине 1950-х годов, немецкая и японская экономики оправились от войны, началось производство моделей отечественных автомобилей для использования в своих странах. Немцы производили Mercedes-Benze, Volkswagen и Porsche, а японцы начали делать Toyota и Nissan.

Toyopet Crown производства Bandai – ведущий послевоенный производитель японских игрушек из жести

Очень трудно найти жестяные игрушки японских автомобилей. Во многих случаях, они дороже, чем большие игрушки американских автомобилей, которые делаются на экспорт. Японские авто игрушки не всегда интересные и детализованные, но они по-прежнему высоко ценятся.

ATC Asahi сделали красивый, 14-дюймовый 1962 Chrysler Imperial в черном, красном и голубом цветах. Черный и красный встречаются гораздо реже, чем синий, но все они дорогие. Был достигнут новый рекорд по цене продажи - $ 28 500. За такую цену автомобиль был продан в оригинальной коробке менее чем год назад на онлайн-аукционе в Интернете. В 1990 году на Sotheby's была продана одна такая «игрушка» за $ 25 000. Многие из этих игрушек продаются за последние 20 лет по ценам от $ 15 000 до $ 25 000.


У меня в коллекции есть два синих. Я заплатил $ 5 000 за один и $ 6 500 за другой. Эти машины работают от трения. Вы прокручиваете несколько раз колеса, затем опускаете на пол, и машина – едет.

Очень хорошо детализирована была машина «62 Imperial, хотя масштабы, были неверными. В 1950-х и до войны в 1930-х годах, рекламируя настоящие автомобили в журналах, никогда не использовали фотографии, всегда рисунки или картины удлиненных автомобилей. Это были преувеличенные формы. Так японцы их и скопировали для производства игрушек.

Collectors Weekly: Встречались случаи искажения цвета?

De Lespinay: В какой-то степени. Например, красивый Cadillac 1951 года от Marusan был так же выполнен в белом, черном, красном и золотом цветах. Японцы взяли идею золотого цвета из фильма Джуди Холлидея «Solid Gold Cadillac,» они продали немало таких машин. Большинство золотых машин были «заиграны» и уничтожены, поэтому сейчас их трудно найти.

Много сохранилось серых Cadillac, потому что взрослые покупали их себе, а не детям.

Другая очень редкая электрическая машинка — бледно-желтого цвета с зеленой крышей. Автомобиль имел электрические фары спереди и сзади, с батареей под шасси. Был пульт удаленного кабельного управления игрушкой с помощью кабеля. Но также выпускалась версия и без пульта.

Marusan также выпускал игрушку с заводкой от трения '54 Chevrolet Bel Air в двух цветах: серый корпус с черной крышей и красный корпус с оранжевой крышей. Эти автомобили получили довольно широкое распространение. Вы часто можете найти их на eBay. Но версии этой же машинки на батарейках весьма редки. Они продаются в 5 раз дороже вариантов с трением, в том же состоянии.

Этот винтажный Porsche фирмы Distler был сделан в Германии после войны. Сегодня Distler производит игрушки на своем производстве в Китае

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

Перевод – classicbus.ru 27.08.2010 г


Похожие статьи:

Икарус-526 – венгерский пожарный автомобиль
Рафаэль Зарипов: « НИС ГЛОНАСС повысит безопасность пассажирских перевозок в автобусах».
Мастерство есть мастерство
«Колесо36»: ювелиры автодела. Здесь было создано свыше 10 тыс. моделей автомобилей...
Все интересные статьи