Опытно-промышленная партия необычных ЛиАЗ-677


Начиная с 1978 года началась постепенная модернизация автобуса ЛиАЗ-677, который получил индекс ЛиАЗ-677М. Сами же модернизированные автобусы стали выпускаться лишь начиная с 1982 года. При модернизации базовой модели стояла задача увеличить срок службы до капитального ремонта с 380 до 400 тысяч километров пробега, улучшить условия труда водителя и, в частности, снизить уровень шума в кабине, сократить расход топлива, применить на машине ряд новых материалов, соблюдая требования безопасности, санитарных, эстетических и других норм. ЛиАЗ-677М образца 1978 года.




Опытно-промышленная партия необычных ЛиАЗ-677


В конце 1978 года была выпущена опытно-промышленная партия необычных ЛиАЗ-677. Внешность автобуса, особенно спереди, была неузнаваема. У нового автобуса появилась новая пластмассовая облицовка передней части кузова; обшивки его боковин сделали с предварительно натянутыми панелями; створки дверей были из алюминиевого сплава, одинаковой ширины, подобные тем, что у «Икарусов»; появились передние и задние бампера; стала иной дверца радиатора и многое другое.




У автобуса была усовершенствованная гидропередача. В тормозную систему введен ряд современных узлов, позволяющих довести ее эффективность до соответствия международным требованиям. Управление стояночным тормозом получило пневматический привод. Благодаря установке упругой резиновой муфты в трансмиссии снизился уровень вибрации и повышена долговечность карданных шарниров.




Был значительно изменен капот двигателя. Применение новых уплотнительных устройств и более надежных материалов до минимума свели загазованность и шум в кабине водителя.




Салон




Салон



Электрооборудование пополнилось аварийной системой мигающих сигналов. Установлен более надежный генератор повышенной мощности. Улучшено освещение посадочных площадок у дверей. Наружные сигнальные фонари и фары отвечали европейским требованиям безопасности. Введен омыватель лобовых стекол с электрическим приводом. Стали более надежными спидометр и управление коробкой передач. Реконструирована и панель приборов.


Люки на ЛиАЗ 677


Но это была всего-навсего опытно-промышленная партия таких автобусов, на самом же деле серийно модернизированные автобусы стали выпускаться намного позже. Кое-что из того, что было опробовано на этих опытных образцах ЛиАЗ-677М, так и не нашло применения на серийных образцах, например, пластмассовая облицовка передней части кузова.




Тем временем у серийных автобусов ЛиАЗ-677 в 1978 году произошли лишь следующие изменения: указатели поворота в передней части кузова перенесены с нижнего фартука чуть выше, на привычное для нас место и стали оранжевыми и квадратными, а вместо них внизу появились белые круглые подфарники; в салоне появились три крышевых люка (до 1978 года люков в ЛиАЗ-677 не было, и летом в салоне было достаточно душно, хотя на опытных 677-ых на крыше были небольшие грибки для забора возду-ха, но они применения в серийном производстве не нашли). Также изменилось покрытие поручней в салоне, их стали покрывать рифленым полиэтиленом: ранее поручни делали из металлической трубы, хромированной по верху; изменилась форма спинок пассажирских сидений: она стала меньше по размеру; на правом окошке водительской кабины появилась сдвижная форточка (которая, правда, к концу 80-х годов стала появляться не на всех машинах). В 1978 году изменилась и окраска автобуса: теперь все городские ЛиАЗ-677 стали красить в желтый цвет с белой юбкой или же полностью в желтый, а пригородные ЛиАЗ-677Б соответственно в оранжевый с белой юбкой или полностью оранжевый. Такая схема окраски применялась до 1989 года включительно. ЛиАЗ-677М




Только с 1982 года с конвейера стали сходить модернизированные ЛиАЗ-677М. К этому времени произошёл ряд изменений, самое заметное из которых — окошки «Вход»/«Выход» заменили на «фальшокна», которые в последствии в 1984 году совсем исчезли, вместо них появились две горизонтальные полоски, сверху на капоте появилась дополнительная решетка. На рубеже 1984-1985 года, началось постепенное обновление светотехники. Сначала появились новые квадратные задние фонари, состоящие из блока четырех фар: габариты, указатель поворота, стоп-сигнал и задний ход. Они появились вместо двух круглых задних фонарей: габаритных огней и стоп-сигналов (до этого они находились в одной двухнитевой лампе). Тогда же на автобусах ЛиАЗ-677М спереди и сзади появились бампера. Стоит отметить, что в начале 1985 года еще выпускались ЛиАЗ-677М с бамперами и круглыми задними фонарями одновременно. В 1985 году поменяли круглые боковые указатели поворота на прямоугольные, затем, в 1986 году поменяли передние круглые верхние габариты на прямоугольные, затем аналогично поменяли габариты сзади. Отличительным признаком ЛиАЗ-677М от ЛиАЗ-677 было чередование форточек в окнах, т.е. появились запасные выходы без форточек. Так в 1986 году автобус ЛиАЗ-677М принял окончательный облик. В последующие годы заметных изменений в конструкцию автобуса и внешний вид не вносилось, если не считать, что в 1992-1993 годах в небольшом количестве были выпущены автобусы ЛиАЗ-677М, на которые устанавливался более совершенный задний мост чешского производства, но его конструкция не позволяла оборудовать наклонный спуск к задней площадке. Поэтому задняя площадка на таких автобусах отделялась от прохода ступенькой. Еще одно незначительное изменение коснулось поручней в салоне – они лишились оплётки и стали окрашиваться в черный цвет.




ЛиАЗ 677 (старые задние фонари)




ЛиАЗ 677М (новые задние фонари)


С 1990 года по 1992 автобусы ЛиАЗ-677М, как и их пригородная модификация, окрашивались полностью в красный цвет или в красный цвет с белой юбкой, а с 1993 года и до окончания выпуска в 1994 году автобусы ЛиАЗ-677М красили в белый цвет с оранжевой или красной юбкой. Только лишь в первом полугодии 1991 года автобусы ЛиАЗ-677М окрашивались иначе: в серый цвет с оранжевой юбкой.




Уникален тем, что поначалу все ЛиАЗы были оснащены ручными машинами для оплаты проезда, которые тестировали вашу честность и совестливость. Как таковой, продажи у водителя не было. В салоне стоял ящик, который имел сбоку круглую ручку. Нужно было бросить в прозрачную прорезь монетку (в большинстве городов 5 коп., но в Сибири и Тольятти — все 6), отмотать и оторвать себе маленький билет. Этот ящик не имел никаких средств контроля оплаты, кроме верхнего прозрачного окна, где были видны все всунутые предыдущими пассажирами монеты, так что отмотать себе билетиков можно было любое кол-во по желанию — остановить вас мог только коммунистски-кошерный гражданин, сидящий и видящий всё рядом (либо табличка — «Лучший контролер — ваша совесть!»).


Историческое для отечественного автобусостроения событие произошло 8 августа 1994 года, когда резали нитку конвейера. Кончина ЛиАЗ-677 ни для кого не была неожиданной: автобус, давно заслуживший себе место в музее, пытались похоронить как минимум дважды. Сначала в 1989 году, да помешали непредвиденные трудности с реконструкцией завода, затем в 1993 году. Но тут случился пожар на заводе двигателей КамАЗа, и волей-неволей "677-му", оснащавшемуся ЗИЛовскими карбюраторными двигателями, пришлось продлить жизнь. ЛиАЗ-677М после капремонта




Единственный автобус по умолчанию оборудованный урной для билетов перед выходом. Крепилось это чудо обычно с левой стороны двери если смотреть из салона. Материал изделия был крайне востребован различными Кулибиными и славился прочностью и простотой обработки одновремено. Из — за этого частенько эти урны пропадали через 1-2 рейса.


Но, тем не менее, модель не умерла, "677-й" выпускался вплоть до 2000 года — техдокументация на ЛиАЗ-677М была передана некоторым авторемонтным заводам России, производившим машину еще несколько лет. Так, ЛиАЗ-677М долгое время собирали на авторемонтных предприятиях в подмосковной Яхроме и городе Бор Нижегородской области. Автобус также поштучно собирал завод "Ремтехмаш", расположенный в соседнем с Ликино-Дулево городке Орехово-Зуево. Да и сам ЛиАЗ до недавнего времени выпускал так называемые кузова первой комплектации — с полностью оборудованным салоном. Лишь недавно прекратил выпускать автобусы ЛиАЗ-677М Тосненский авторемонтный завод. Правда, он уже имел несколько иное название — ТоАЗ-677М, так как был модернизирован — оснащен ярославским дизелем. Стоимость такого автобуса составляла всего $20 000.




Всего же с 1968 по 2000 год было выпущено около 200 тыс. машин, 7133 автобуса поставлено на экспорт в 16 стран мира: страны бывшего СССР, Монголию, ГДР, Кубу и др. — более массового автобуса, чем ЛиАЗ-677 у отечественного автопрома не было, и, наверное, не будет. Впрочем, для ЛиАЗ-677 еще многие предприятия России делают капремонт, а до недавнего времени почти в каждом регионе страны и бывшего СССР хоть один, да авторемонтный завод занимался капитально-восстановительным ремонтом этих легендарных автобусов. Вот уже минуло 40 лет со дня запуска серийного производства ЛиАЗ-677, и если в больших городах автобуса уже практически не видно, то в провинции он еще долго останется на ходу.




Экспортный ЛиАЗ 677М с ГДРовскими фарами, как на 412 москвичах :)


Старый ЛиАЗ-677М, переделанный в бортовой грузовик. Для автобусных парков раньше это было нормальной практикой — лишняя грузовая машина в автобусном хозяйстве никогда не помешает, и таких «галош» было по несколько штук в каждом ПАТП.






Вот одно из основных применений таких машин — доставка с ОШЗ новой резины для автобусов.


Передвижной пункт питания А-621 — предназначен для подогрева и раздачи на линии водителям и кондукторам пищи, заранее приготовленной в стационарной столовой и кафе.




Изготавливался на Апшеронском авторемонтном заводе Росавторемпрома.


Кузов автобуса разделён двумя перегородками с вмонтированными в них вентиляторами. В передней части салона расположена кухня, в средней части – столовая. Раздача пищи производится из кухни через раздаточное окно. Столы и стулья в столовой расположены вдоль боковых стенок. Столы изготовлены из древесностружечных плит, облицованы пластиком. Стулья круглые, облицованы пластиком, регулируются по высоте. Столы прикреплены к стенке и полу, а стулья – к полу. В задней части салона расположены вешалка, оборудование для мытья рук и хранения грязной посуды. Грязная посуда сдаётся в ста-ционарный пункт питания в обмен на чистую посуду. Пункт питания подключается к городской электросети при помощи кабеля.




Изготавливался на Апшеронском авторемонтном заводе Росавторемпрома.


Учебный автобус — переделка машин для обучения водителей не была такой простой, как переделка "Икарусов", ведь двигатель располагался спереди. Приходилось изымать из автобусов 4 левых передних сиденья, и на их место ставить кабинку для инструктора, включавшую в себя дублёры основных элементов приборной панели (спидометр, комбинированный прибор, основные индикаторы) и педаль тормоза. На некоторых автобусах справа от учебной кабины в проходе оборудовалось дополнительное сидячее место, но это было в итоге неудобно пассажирам в час пик.

Также существовали "комбинатовские" автобусы, отличавшиеся рядовых от учебных тем, что отгорожено было всё пространство от кабины водителя до первой двери салона. Перед выездом на экзаменационный маршрут место инструктора занимал экзаменатор, первый кандидат в водители устраивался в кабине, а ещё два-три кандидата садились на продольный трёхместный диван, отгороженный от салона вместе с инструкторской кабинкой.

Прочая техника — силами различных предприятий и умельцев было сделано множество необычных транспортных средств на базе автобуса ЛиАЗ-677: автобус безопасности дорожного движения; фотостудия; автобус «Чистка ковров», двухосные и трехосные грузовые фургоны, и грузовики и прогулочно-экскурсионный автобус, а также множество автобусов с измененными частями кузова и многое-многое другое. Силами автобусных парков на ЛиАЗ-677 ставили и механическую коробку переключения передач, и газовое оборудование, и оборудовали автобус под техпомощь, у некоторых из них даже укорачивали задний свес. Кузова автобуса ЛиАЗ-677 нередко использовались и в подсобном хозяйстве в качестве сараев или теплиц. Возле некоторых автобусных парков поставлены памятники этому легендарному отечественному автобусу.




Теплица из ЛиАЗ :)


И почему же ЛиАз 677 назвали "скотовозом"?

Такое прозвище они получили ввиду вертикального расположения подавляющего большинства перевозимых (как в стойле) по причине крайне малого количества сидячих мест. ЛиАЗ также получил это прозвище за стоячие места в конце салона.


Источник информации: https://www.drive2.ru/b/1999135/


Похожие статьи:

ПАЗ в пожарной охране
ЛиАЗ-5932 "Магнолия" - передвижная телевизионная станция
«Космические» автобусы
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым
Все интересные статьи