Интервью с Ласло Куклой, соавтором книги
«Rolling Legends - History of Ikarus Works».



Classicbus: - Многие коллекционеры и любители автобусов знают Вас как соавтора книги «Rolling Legends - History of Ikarus Works».
Что для Вас значит слово «Икарус»?

Ласло Кукла: Хотя в связи с венгерским брендом часто упоминается мифологическая история взлета и падения Икара, для меня это довольно интересная область для изучения. После 25 лет активных исследований я все еще нахожу новые фрагменты головоломки каждую неделю. Зная удивительные производственные показатели, длинный список серийных или уникальных моделей и их различные версии, прогрессивные исследования и сотрудничество с другими производителями, это не так удивительно. Всякий раз, когда я провожу время с фотографиями, документами или коллекциями моделей, с автобусами в гараже или на автобусном фестивале, и путешествую на этих старинных автобусах, для меня это волшебство. Я надеюсь, что это никогда не уйдет.

 

1.png

Авторы: Тамас Герлей, Ласло Кукла и Дьёрдь Ловаш на автобусной выставке в Тёкёле, 2014. (фото: Платон Сапанадзе)

 

Classicbus: - Во время работы над книгой Вы, вероятно, встречались и общались с кем-то из бывших сотрудников, менеджеров Ikarus?


Ласло Кукла: Да, интервью и неформальные беседы с инженерами, дизайнерами и другими бывшими сотрудниками были важны для сбора информации, которой нет в официальных документах. Мы получили большую поддержку от многих людей для книги. Например, у меня было много интересных дискуссий с Лайосом Тормой, главным конструктором завода специальных автобусов (Ikarus EAG) о поставках на капиталистические рынки в 70-х и 80-х годах, а также об эволюции Ikarus 300 и Серия E,
Йожеф Вегвари, который в течение десятилетий работал на разных важных постах на фабрике в Будапеште, помог нам в сборе и сохранении фотоархива и большого количества документации Икаруса.
Вы можете найти длинный список имен, внесенных в книгу в разделе «Спасибо». Я всегда буду им благодарен.

 

2.png

Сохраненные документы, изображения, которые больше не существовали-бы без множества хороших людей.


Classicbus: - Какова текущая ситуация с заводами Икарус, мы знаем, что их было два в Будапеште и Секешфехерваре?


Ласло Кукла: Два основных завода были в Будапеште и Секешфехерваре, а также небольшие заводы в Мор и Сегеде, которые производили сиденья, двери и другие детали. Будапештский завод в настоящее время полностью разрушен, некоторые здания были заброшены или снесены за последние годы, другие здания служили площадками для небольших компаний с различными видами деятельности. Объект был продан китайской компании в прошлом году, дальнейшие планы нового владельца пока не известны. Менее известно, что в Будапеште, в том же районе, был еще один, меньший по размеру участок, где в «золотую эру» завода производилась окончательная проверка и отправка. Позже этот завод стал заводом-изготовителем машин NABI, и после того, как NABI был приобретен New Flyer и прекратил свою деятельность в Венгрии, другие фирмы также предпринимали попытки производить на нем автобусы. В настоящее время там в основном проводятся работы по восстановлению автобусов.
Ситуация в Секешфехерваре лучше - компании-преемники все еще производят автобусы, хотя и в очень небольшом количестве. Эти автобусы военного назначения поставляются в Венгрию. Часто появляются новости о планах производства новых типов автобусов под маркой Ikarus, однако реализация обычно останавливается на планах дизайна или демонстрационном автомобиле.

 

3.png

Один из восстановленных автобусов Ikarus 66 на заводе Mátyásföld в 2019 году


Classicbus: - Есть ли в Венгрии фан-сообщества Ikarus и какой Ваш любимый автобус Ikarus?


Ласло Кукла: Я не могу назвать конкретную группу или общество, однако есть некоторые известные фонды и небольшие группы энтузиастов, созданные для спасения автобусов. Дискуссионные группы на Facebook или других онлайн-платформах также популярны. К сожалению, я не вижу сильной сплоченности между фанатами.
На самом деле я не могу выделить какие-то конкретные свои любимые автобусы :). Серия 200 - фаворит всех времен, и мне больше всего нравятся модели 70-х и 80-х годов. Они мне ближе, чем более старые модели, такие как 55 или 311, хотя я тоже восхищаюсь ими. Миди-автобусы Ikarus меньшего размера, такие как 543 или 546, также мои любимые. Тем не менее, я нахожу что-то захватывающее в любых моделях Ikarus.

 

4.png

Какой из них выбрать?


Classicbus: - Здесь в России набирает популярность движение любителей ретро-автомобилей, реставрация и коллекционирования автобусов. Мы знаем одного человека, у которого в саду в деревне есть семь или восемь автобусов, в основном марки Икарус. А как насчет Венгрии в этом хобби? Может быть, у Вас есть собственный Икарус в коллекции?


Ласло Кукла: Я думаю, что ситуация в Венгрии похожая. Эта деятельность приобретает все большую популярность, и количество сохраненных или восстановленных автобусов Икарус растет с каждым годом. Есть коллекционеры, которые владеют 20-30 или даже 50 автобусами Ikarus, но типичные энтузиасты имеют 1-3 машины в саду или гараже.
Помимо отдельных лиц, некоторые компании также создали исторический флот или сохранили некоторые типичные модели из прошлого. Реорганизованный Венгерский музей науки, техники и транспорта также начал создавать коллекцию автобусов Ikarus в последние 2-3 года. Учитывая быстро уменьшающееся количество работающих автобусов, мы в последние минуты спасем то, что можем. С другой стороны, растущее число сохранившихся автомобилей за последние 10 лет вселяет надежду.
«Каждый спасенный Икарус в счет!» - это мой девиз. Я действительно уважаю всех, кто спасает Ikarus на будущее, я желаю им успеха в достижении того, что они начали.
У меня также есть несколько автобусов Ikarus, таких как самый первый Ikarus 543, который был построен в 1979 году и был полностью восстановлен и квалифицирован как исторический автомобиль в прошлом году. Я также могу упомянуть мой Ikarus 255.70E с 1980 года, его восстановление скоро начнется, или Ikarus 546 и Ikarus 415.25, представляющие 90-е годы в моей коллекции.

 

5.png

Мой любимый в моей коллекции, Ikarus 543. Просто прыгайте в него и катайтесь.


Classicbus: - Мы знаем, что автобусные фестивали регулярно проводятся в вашей стране, где встречаются коллекционеры и любители автомобилей и автобусов различных марок. Как часто и где проводятся такие мероприятия, из каких стран приезжают люди?


Ласло Кукла: Да, есть несколько незабываемых фестивалей или событий, посвященных автобусам Икарус каждый год, помимо более общих шоу старинных автомобилей. Чтобы сделать расписание этих мероприятий более комфортным для посетителей, организаторы договорились о новом расписании, начиная с этого года:
- самый известный и популярный фестиваль, Polgár International Ikarus-Csepel-Rába и выставка старинных автомобилей будут проводиться в каждом нечетном году весной, поэтому следующее, 13-е шоу запланировано на весну 2021 года. Это мероприятие проходит в восточной части страны.
- другое долгожданное шоу - Международный фестиваль Ikarus в Тапольце, который проводится в западном регионе Венгрии и проходящее весной каждого четного года. К сожалению, 3-е мероприятие, запланированное на 9 мая 2020 года, было отменено из-за ситуации с пандемией. Следующая возможность увидеть автобусы Ikarus, прибывшие из нескольких стран в Тапольцу, появится весной 2022 года.
- Празднование Икаруса, проводимое каждый год в Аэропарке, недалеко от аэропорта Будапешта, также приобрело популярность в последние годы. Согласно новому графику, он продолжает проводиться каждую осень.

 

6.png

Представительная линейка Икарусов в Аэропарке в 2018 году


Classicbus: - Вы, наверное, знаете, с какими теплыми чувствами и неиссякаемым интересом россияне относятся к автобусам Икаруса. Вы когда-нибудь задумывались о перепечатке вашей книги (в том числе на русском языке), дополнении ее информацией о машинах, используемых в СССР и современной России?


Ласло Кукла: Да, это долгосрочный план. Как я уже упоминал, база знаний все еще расширяется так быстро, что становится все труднее вписать ее в объемные ограничения книги. Таким образом, вместо этого мы думаем о небольших, похожих на брошюры публикациях на 50-80 страниц, охватывающих конкретные темы об Икарусе. Это позволило бы нам гораздо легче создавать переводы или публикации по конкретной стране. Одной из тем может быть программа производства автобусов в Венгрии и СССР, которая в конечном итоге привела к появлению модели ЛиАЗ-5256 в вашей стране и модели Ikarus 415 в Венгрии.

К тому времени, когда эти планы осуществятся, мы публикуем интересные статьи на венгерском языке в polaris.blog.

 

7.png

Одной из самых интересных тем для российских и венгерских читателей может стать рождение серии Ikarus 400.


Classicbus: - Большое спасибо за интересное интервью! Желаем здоровья и успехов в работе!
Ласло Кукла: Спасибо за вопросы!


Похожие статьи:

Автобусы ЛИАЗ -158 и ЗИЛ 158- одно и тоже ?
Буханке 60
Автобусы второго плана
В Алеппо восстановили автобусное движение
Все интересные статьи