Модели автомобилей обладают странной притягательностью. Первый раз удивительная, похожая на настоящую машину, "игрушка" попала мне в руки много десятилетий назад. С тех пор таких "игрушек" у меня собралось много и, приобретая, очередную модель всегда задавался вопросом, что за странный масштаб 1:43?




Автомодели в масштабе 1:43, производившиеся в Саратове, были мечтой мальчишек в СССР

Почему не 1:50 или не 1:100? Ведь делить размеры с реальных чертежей на "аккуратные" 50 или 100 проще, чем на "некруглую цифру" 43.

Решил покопаться и вот что выяснил. Одним из первых производителей масштабных "коллекционных" моделей считается Андре Ситроен. Французский производитель полагал, что будущих покупателей нужно приучать к собственной марке с детства. Если мальчики играли "в машинки" с моделями "Ситроена", то и во взрослой жизни они предпочтут машины той же марки.

Но начинать "с чистого листа" было бы не правильно. Надо было ориентироваться на то, что уже было знакомо покупателям. В конце 19 - начале 20 века такой "игрушкой для взрослых и детей" были модели поездов. Производители игрушечно-модельных железных дорог выпускали поезда, которые ходили по колее шириной 1,75 дюйма. Обозначался этот размер, как "1" (единица). В привычном для нас обозначении это масштаб 1:32.





Железнодорожный моделизм стал основой для появления автомоделей...

Поезда получались большими, а игрушечная железная дорога требовала много места для сборки. В этой связи в начале 20 века компания Marklin пошла на эксперимент и стала производить железнодорожные модели с шириной колеи 1,25 дюйма. "Игрушки" получились компактнее и пользовались бОльшим спросом. Новый масштаб получил обозначение "0" (ноль). Идея была подхвачена и масштаб "0" стал набирать популярность. Но разные производители изготавливали поезда и пути немного отличающиеся от "канонического" размера в 1,25 дюйма. Английские и француские мастера стали использовать колею 1,3 дюйма (33мм). При этом ширина колеи реальной железной дороги в Европе 1435мм. Если поделить 1435 на 33, то получится масштаб 43,49. То есть почти привычный на масштаб 1:43.

В "железнодорожном масштабе (1:43,5), кроме самих поездов, выпускались элементы инфраструктуры для обустройства станций и и прилегающей к путям территории. Соответственно и модели машин, начиная с "моделек" Андре Ситроена, стали делать в этом масштабе (правда, как говорят специалисты, с небольшими отклонениями). Позже масштаб "0" был вытеснен в железнодорожном моделизме еще более мелкими моделями в масштабах H0 (1:87), TT (1:120), N (1:160). А вот коллекционные модели машин продолжали выпускать в "классичеком" размере "0".



Современная китайская копия легендарной модели, которая была первой в "правильном масштабе".

Но ведь это масштаб 1:43,5, если помните. "Революционный" шаг был предпринят в 1951 году. Считается, что именно в это год компания Dinky Toys совершенно осознанно отклонилась от "классического размера" и выпустила модель в "современном" масштабе 1:43. Среди коллекционеров первой моделью в "правильном" размере считается Peugeot 203 Berline. Со временем это стало стандартом и "модельки 1:43" захватили ума и сердца любителей "маленьких машинок".

Вот такая вот получается история возникновения современного автомодельного масштаба, который ведет свое начало от железнодорожного моделизма.

А вы можете противостоять очарованию автомобильных "моделек"?


Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5e45ad3ca3e296673fdf40d2/otkuda-poiavilsia-masshtab-143-5f65bedc725df...


Похожие статьи:

Автобус ЛАЗ-695Б для космонавтов
Интервью с Заместителем генерального директора ОАО «МАЗ» по коммерческим вопросам, коммерческим директором А. Н. Тутубалиным.
Автобусы-гостиницы...
История создания автобуса "Альтерна"
Все интересные статьи