Наряду с очень известным семейством 200 завод в Секешфехерваре выпускал и другие модели автобусов. Одной из интересных разработок был Икарус-190, созданный по западногерманскому стандарту VÖV.

Икарус-190 западногерманского стандарта VÖV.

VÖV-Standard-Bus (1967 года) это единый стандарт производства автобусов ФРГ. Первоначальным инициатором его создания в 1960 году выступила транспортная компания Hamburger Hochbahn. Целью являлось оптимизация и удобство эксплуатации перевозчиками автобусов разных производителей, а также уменьшение издержек при производстве. 10 октября 1966 г. Ассоциацией предприятий общественного транспорта (VÖV) при поддержке аж целого Правительства Германии была создана рабочая группа, куда были приглашены в т.ч. главы концернов Daimler-Benz и Magirus-Deutz . Ведущим разработчиком стандарта являлся Отто Шульц. Результатом явилось создание нового стандарта, которым регламентировались буквально все характеристики машин - габариты, мощность двигателя, характеристики КПП, планировка салона, панель приборов и даже номенклатура деталей для поручней. Первые опытные образцы автобусов были сертифицированы 10 ноября 1967 года. Работа была проделана очень серьёзная. К примеру, разработкой лобового стекла занимался институт медицинской оптики Мюнхенского университета.

Кузов автобуса стандарта VÖV

Производством новых автобусов занимались фирмы MAN, Daimler-Benz, Magirus-Deutz и Büssing. Проект оказался удачным и вскоре автобусы единой конструкции стали поступать практически во все города ФРГ. Машина получилась чисто немецкой - надёжной, удобной и долговечной. В те годы немцы ещё умели строить хорошие автомобили.

MAN SL200 (VÖV)

Впоследствии, в 90-е годы,после развала СССР, много подержаных автобусов данного типа поступило в автопарки СНГ, где зарекомендовали себя очень хорошо. Добавлю, что по конструкции ходовой и двигателю машины Мерседес и МАН весьма различались. Мне больше понравился Мерседес. Однако это отдельная тема, а пока вернёмся в конец 60-х..

Венгерские автобусостроители решили, что называется, "поехать в Тулу со своим самоваром". Очень удачные автобусы серии 200 западным немцам не подходили по причине уже принятого в стране стандарта VÖV. Тогда Икарус решил создать машину специально для ФРГ. Учитывая колоссальный опыт и мощнейшую производственную базу, особых сложностей эта работа не вызвала. Первый прототип Икаруса-190 был построен в 1971 году.

Первый прототип Икаруса-190 (SL-1). Изготовлен в одном экземпляре.

Ещё два, предсерийных автобуса, использовались для различных испытаний.

После испытаний в Германии одного автобуса, венграм удалось заинтересовать своим изделием немцев. В течении 1973-77 гг. в Гамбург было экспортировано 154 экземпляра новых Икарусов. Они поставлялись несколькими сериями и различались количеством сидячих мест, т.е. планировкой салона. Вносились и другие незначительные изменения. Есть данные, что два последних поставленных в 1977 г. автобуса были в варианте учебных, что как-то не совсем логично для педантичных немцев. Правильнее было бы такие машины поставлять первыми. Также не совсем понятно, почему сравнительно небольшая партия машин поставлялась в течении четырёх лет.

Поставки Икарусов-190 в ФРГ.

К сожалению, данных о работе этих машин в Германии очень мало. Есть упоминания о трудностях в ремонте и не очень надёжной подвеске. Почти все автобусы были списаны в течении 1981-91 гг., т.е. по немецким меркам работали сравнительно недолго. Последней, в апреле 1991 года была списана машина с бортовым номером 7748. Есть сведения, что один из Икарусов-190 с номером 7345 было решено сохранить в качестве музейного и в 1982 была начата его реставрация. Впоследствии все работы были прекращены и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Машина с бортовым номером 7345 выпуска 1973 года на маршруте в Гамбурге.

Качественных фотографий машин в ФРГ очень немного:

Машина с бортовым номером 7630 выпуска 1976 года.

Несмотря на небольшое число выпущенных машин, завод активно издавал техническую и рекламную литературу. Кстати, если у кого вдруг завалялись такие буклеты и книга - с удовольствием бы их приобрёл:

Данных о модификации с одной дверью мне найти не удалось, кроме того, что это был автобус-библиотека:

Кроме того, что это вариант ранней модели никакой другой информации нет.

Различаются и сведения о технических данных. Нет официальных упоминаний о модификациях. В некоторых источниках упоминаются 190.00, 01 и 02. По двигателю всё понятно - автобусы комплектовались обычным Raba-MAN мощностью 192 л.с., хотя немцы приводят данные мощности 180 л.с. Есть неясности по коробке передач. На немецких аналогах использовались преимущественно "автоматы", на Икарусе же стояла "механика", причём 4-х ступенчатая! Возможно, это и явилось одной из причин недолгой эксплуатации, т.к. в западных странах на городские машины уже массово внедрялись автоматические КПП. Были ли поставки в Германию Икарусов-190 с ГМП - неизвестно. Пневморессоры, видимо, тоже не "икарусовской" разработки. Какие конкретно - неясно. Мною не найдено данных об используемой наружной светотехнике. На фотографиях видно, что она полностью идентична немецкой, но закупали ли её в ФРГ или производили сами венгры - неизвестно. Подобные же вопросы есть и по другим элементам - кто поставлял сидения, салонную фурнитуру, щиток приборов и пр. И самый главный вопрос - по каким чертежам сваривался кузов? Разрабатывали его по готовым размерам сами икарусовцы или закупили в ФРГ что-то типа лицензии на его производство? На нижеприведённом снимке можно увидеть, что на второй секции кузова силовая структура кузова идентична образцу, а на третьей усиливающий лонжерон располагается немного по-другому.

Один из Икарусов-190 после списания. Машина поставки 1973 года. Снимок сделан в интервале 1981-83 гг.

Подытоживая, надо признать, что попытка "сыграть на чужом поле" венграм вполне удалась. Конечно, полторы сотни автобусов несоизмеримы с десятками тысяч выпускаемых на предприятии в год, но суметь продать машины в машиностроительную державу это успех!

Впрочем, это не полная история Икаруса-190.

В 1977, параллельно с поставками в Германию, 100 Икарусов модели 190.03 для замены 9-10 летних Икарусов-66 были экспортированы в Кувейт. Вот как об этом писал журнал "За рулём":


Статья из журнала "За рулём". Оказывается стандарт VÖV разработан для жаркого климата..)

Машины отличались от "немецкого" варианта автоматической КПП Renk, большими форточками во всех боковых окнах, чисто "икарусовской" внешней и внутренней светотехникой, салоном и другими мелочами.


Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.

"Чистых" 190-х завод больше не строил. На базе этой конструкции были созданы модели 194, но то были совсем другие автобусы. Попыток же внедрения на новые рынки Икарус не оставил. Сравнимым по степени успешности стал проект Икарус-286 для Северной Америки! Мечтаю как нибудь собраться с силами и покопать эту интереснейшую тему.

Спасибо всем, кто дочитал! И,

Текст: Сергей Иванов. Использованы данные и фото интернет-издания Грузовик Пресс, интернет-форума RC-forum и сети Интернет.

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5f81934035ee674d764420f3/ikarus190-ne-sovsem-ikarus-5f93cc6998e57704a...



Похожие статьи:

Автобусы второго плана
Роскошный самосвал ЗИЛ-130 из Севастополя
Ровесник космической эры
Общественный транспорт как предмет искусства: трамвай
Все интересные статьи