8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

16.05.2016

 

 

Экс­клю­зив­ный ав­то­бус-салон для выс­шего ру­ко­вод­ства Ми­ни­стер­ства обо­роны СССР – Ikarus 250.84 1980 г. в.
Экс­клю­зив­ный ав­то­бус-салон для выс­шего ру­ко­вод­ства Ми­ни­стер­ства обо­роны СССР – Ikarus 250.84 1980 г. в.

«Ролс-Ройс» среди ав­то­бу­сов 
Воз­ник­но­ве­ние Ikarus 250

Мак­сим Ше­ле­пен­ков
Фото ав­тора, Алек­сандра Но­ви­кова

На Меж­ду­на­род­ной ав­то­бус­ной не­деле в Ницце в мае 1969 года Ikarus 250 был удо­стоен се­реб­ря­ного кубка Фе­де­ра­ции фран­цуз­ских про­из­во­ди­те­лей ав­то­бус­ных ку­зо­вов. Два года спу­стя люк­со­вый Ikarus 250 на ав­то­бус­ной не­деле в Мо­нако за­во­е­вал Гран-при, учре­ждён­ный прин­цем Мо­нако Ренье. После этого фран­цуз­ский жур­нал L’EXPRESS на­з­вал Ikarus 250 с его кух­ней, туа­ле­том, кон­ди­ци­о­не­ром и шест­на­дца­тью вра­ща­ю­щи­мися крес­лами со встро­ен­ными в под­го­лов­ники ди­на­ми­ками «Роллс-Рой­сом» среди ав­то­бу­сов.

Боль­шой 12-мет­ро­вый меж­ду­го­род­ный ав­то­бус Ikarus 250 по праву счи­та­ется флаг­ма­ном всего «200-го» се­мейства «Ика­ру­сов». Пер­вый опыт­ный эк­зем­пляр «250-й» мо­дели был со­бран 1-го мая 1967 года и по­ка­зан на бу­да­пешт­ской Меж­ду­на­род­ной яр­марке в ком­па­нии с шасси со­членён­ного ав­то­буса «282-й» мо­дели.

Новым се­мейством «Ика­ру­сов», в том числе и флаг­ман­ской ма­ши­ной, за­ин­те­ре­со­ва­лись в Со­вет­ском Союзе, ко­то­рый ис­пыты­вал ост­рей­ший де­фи­цит в ав­то­бу­сах, в том числе для меж­ду­го­род­ных пе­ре­во­зок. Не­у­ди­ви­тельно, что вто­рой опыт­ный Ikarus 250, со­бран­ный в том же году, от­пра­вили на меж­ве­дом­ствен­ные ис­пыта­ния в СССР, ко­то­рые про­во­ди­лись с ян­варя по ав­густ 1968 года. За это время тёмно-зелё­ный ав­то­бус с белой юбкой на­кру­тил по СССР более 40 тыс. ки­ло­мет­ров.

Опыт­ный об­ра­зец Ikarus 250 1967 г. в., про­хо­дя­щий меж­ве­дом­ствен­ные и го­су­дар­ствен­ные ис­пыта­ния в СССР
Ка­бина во­ди­теля опыт­ного Ikarus 250
Опыт­ный об­ра­зец Ikarus 250 1967 г. в., про­хо­дя­щий меж­ве­дом­ствен­ные и го­су­дар­ствен­ные ис­пыта­ния в СССР

Пер­вое время Ikarus 250 со­би­рали не­боль­шими се­ри­ями, по­этому их по­ставки в нашу страну ис­чис­ля­лись еди­ни­цами. В от­ли­чие от опыт­ных об­раз­цов се­рий­ные «Ика­русы» не­много из­ме­ни­лись внешне: пря­мо­у­голь­ные пе­ред­ние фары за­ме­нили на сдво­ен­ные круг­лые, с бо­ко­вых окон убрали цен­траль­ные вер­ти­каль­ные пе­ре­мычки, колёс­ные арки по­лу­чили более плав­ные об­воды и т. д.

В Со­вет­ский Союз ран­ние Ikarus 250 по­сту­пали в двух ос­нов­ных ком­плек­та­циях: люк­со­вый Ikarus 250.10 имел в са­лоне 45 мест (вклю­чая место для экс­кур­со­вода), бар-буфет и гар­де­роб для хра­не­ния верх­ней одежды пас­са­жи­ров; бюд­жет­ный Ikarus 250.09 был лишён до­пол­ни­тель­ного обо­ру­до­ва­ния, но за счёт этого у него уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство мест для си­де­ния – до 57.

Ав­то­бусы ком­плек­то­вали го­ри­зон­таль­ным ди­зель­ным дви­га­те­лем Rаba-MAN D2156HM6U без тур­бо­над­дува мощ­но­стью 192 л.с. и 5-сту­пен­ча­той ко­роб­кой пе­ре­дач ASH 75-7 J/60, пнев­ма­ти­че­ской под­вес­кой всех колёс, гид­ро­у­си­ли­те­лем руля, при­точ­ной си­сте­мой вен­ти­ля­ции са­лона через воз­ду­хо­за­бор­ники на крыше.

Ikarus 250.09, с ко­то­рого на­ча­лись мас­со­вые по­ставки ав­то­бу­сов этого типа в СССР
Ikarus 250.09, с ко­то­рого на­ча­лись мас­со­вые по­ставки ав­то­бу­сов этого типа в СССР

Мас­со­вое про­из­вод­ство Ikarus 250 уда­лось на­ла­дить в 1971 году, и его по­ставки в Со­вет­ский Союз стали по­сте­пенно уве­ли­чи­ваться. В это же время Ikarus 250 стал ви­зит­ной кар­точ­кой пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок «Со­втран­савто». Эта ши­роко из­вест­ная транс­порт­ная ком­па­ния воз­никла в 1968 году, и Ikarus 250 стали её пер­выми пас­са­жир­скими ма­ши­нами.

В 1971 году ав­то­бусы под­верг­лись пер­вым серьёз­ным до­ра­бот­кам. На ран­них се­риях зад­няя под­веска была не­со­вер­шен­ной и часто вы­хо­дила из строя, в пе­ред­нем мосту ло­ма­лись шар­нир­ные со­еди­не­ния – эти узлы были мо­дер­ни­зи­ро­ваны. Но внешне се­рий­ные ав­то­бусы, окра­шен­ные в ос­нов­ном в крас­ный цвет, оста­ва­лись прак­ти­че­ски не­из­мен­ными.

С 1976 года в страну стали по­став­лять ав­то­бусы в новой ком­плек­та­ции – Ikarus 250.12. В от­ли­чие от преды­ду­щих машин ра­ди­а­тор си­стемы охла­жде­ния дви­га­теля у них был пе­ре­несён назад, в мо­тор­ный отсек (ранее ра­ди­а­тор рас­по­ла­гался под пе­ред­ним бам­пе­ром, что хо­рошо видно на ста­рых фо­то­гра­фиях). Дви­га­тель на ав­то­бусе остался тем же, а вот 5-сту­пен­ча­тую КП уста­нав­ли­вали новую – ASH 75.1-A7.B1.C3.D2.E1.

Ikarus 250.22 уже с пласт­мас­со­вым пе­ред­ним бам­пе­ром, но ещё с рас­паш­ными дверьми для «Ин­ту­ри­ста»…
…и для авиа­пас­са­жи­ров
Ikarus 250.22 уже с пласт­мас­со­вым пе­ред­ним бам­пе­ром, но ещё с рас­паш­ными дверьми для «Ин­ту­ри­ста»…

В сле­ду­ю­щем, 1977 году, флаг­ман­ская ма­шина под­верг­лась не­боль­шому ре­стай­лингу – из за­мет­ных внеш­них призна­ков новый чёр­ный пла­сти­ко­вый бам­пер спе­реди. Ин­декс ав­то­буса из­ме­нился на Ikarus 250.22

По­ставки ав­то­бу­сов Ikarus 250 в СССР
1968 г.51983 г.1020
1969 г.31984 г.1433
1970 г.501985 г.1151
1971 г.3001986 г.1252
1972 г.7041987 г.944
1973 г.5011988 г.1258
1974 г.5011989 г.751
1975 г.6021990 г.886
1976 г.5021991 г.61
1977 г.5011992 г.131
1978 г.5001993 г.122
1979 г.5001994 г.10
1980 г.5001995 г.2
1981 г.799Всего:15 870
1982 г.881

С 1980 года в СССР на­чали при­хо­дить Ikarus 250.58, ко­то­рые даже внешне сильно от­ли­ча­лись от тех ав­то­бу­сов, что были ра­ньше. Новые ма­шины по­лу­чили пе­ред­нюю дверь слай­дер­ного (сдвиж­ного) типа с до­пол­ни­тель­ным окном в ниж­ней части, от­кры­ва­е­мую те­перь ди­стан­ци­онно с места во­ди­теля. Сзади по­яви­лась до­пол­ни­тель­ная вход­ная дверь, пока ещё от­кры­ва­е­мая по ста­ринке вруч­ную. В са­лоне за счёт по­яв­ле­ния до­пол­ни­тель­ной вход­ной пло­щадки сзади со­кра­ти­лось число по­са­доч­ных мест до 43 (вклю­чая экс­кур­со­вода), а сами ав­то­бусы вме­сто при­выч­ного крас­ного цвета по­лу­чили цен­траль­ную по­лосу яр­кого алого цвета.

Вновь из­ме­ни­лась и аг­ре­гат­ная часть. На Ikarus 250.58 стали уста­нав­ли­вать более мощ­ный тур­би­ро­ван­ный дви­га­тель Raba-MAN D2156HM6UT мощ­но­стью 220 л.с. и 6-сту­пен­ча­тую КП. Пе­ред­ний мост по­лу­чил новый ста­би­ли­за­тор по­пе­реч­ной устой­чи­во­сти. В таком виде флаг­ман­ские ав­то­бусы по­став­ля­лись в нашу страну до 1983 года вклю­чи­тельно.

Ikarus 250.58 – с двумя дверьми для входа в салон, при­чём пе­ред­няя слай­дер­ного  типа с элек­троп­нев­мо­при­во­дом
Ikarus 250.58 – с двумя дверьми для входа в салон, при­чём пе­ред­няя слай­дер­ного типа с элек­троп­нев­мо­при­во­дом

В это же время в СССР были по­став­лены ав­то­бусы-са­лоны Ikarus 250.48, в ос­нов­ном для нужд Ми­ни­стер­ства обо­роны. Внешне они прак­ти­че­ски не от­ли­ча­лись от мас­со­вых Ikarus 250.58, кроме уста­нов­лен­ного в зад­ней части крыши боль­шого блока кон­ди­ци­о­не­ров, зато внутри они имели ши­кар­ный салон с ин­ди­ви­ду­аль­ными вра­ща­ю­щи­мися во­круг своей оси крес­лами и не­боль­шую кают-ком­па­нию в кор­мо­вой части.

При­шед­ший на смену в 1984 году Ikarus 250.59 стал самым мас­со­вым пред­ста­ви­те­лем «Ика­ру­сов» «250-го» се­мейства в нашей стране. От преды­ду­щей мо­дели его от­ли­чала не только окраска (в алый цвет те­перь окра­ши­ва­лась вся верх­няя часть ав­то­буса), но и на­ли­чие вто­рой ав­то­ма­ти­че­ски от­кры­ва­ю­щейся двери (тоже слай­дер­ного типа), в са­лоне по­яви­лись опус­ка­ю­щи­еся шторки с фик­са­то­рами (вме­сто обыч­ных за­на­ве­сок), а на крыше за­метно из­ме­ни­лась форма воз­ду­хо­за­бор­ни­ков (4 по­пар­ных воз­ду­хо­за­бор­ника на крыше вме­сто трёх). Дви­га­тель у Ikarus 250.59 стал ещё мощ­нее – 250 л.с.

Па­нель при­бо­ров Ikarus 250 об­разца 1980 г.
Па­нель при­бо­ров Ikarus 250 об­разца 1980 г.

С 1989 года при­шла оче­ред­ность новых вер­сий: Ikarus 250.93 (с уве­ли­чен­ным до 51 места и без быто­вого блока в са­лоне) и Ikarus 250.95 (с со­хра­нив­шейся пла­ни­ров­кой са­лона для даль­них меж­ду­го­род­ных марш­ру­тов). Аг­ре­гаты оста­лись преж­ними, а внешне ав­то­бусы новых ком­плек­та­ций можно было от­ли­чить по умень­шен­ному в раз­ме­рах бо­ко­вому окну во­ди­тельской ка­бины и из­менён­ной схеме окраски: чаще всего те­перь они были окра­шены в цвет сло­но­вой кости с крас­ной «юбкой» и тремя про­доль­ными крас­ными по­ло­сами вдоль бор­тов.

Со­вет­ский Союз на­ряду с Во­сточ­ной Гер­ма­нией были ос­нов­ными за­каз­чи­ками Ikarus 250. Доля им­порта Ikarus 250 за весь срок его про­из­вод­ства со­ста­вила для СССР около 90%, от об­щего ко­ли­че­ства вы­пу­щен­ных машин. Вен­грия за­ни­мала лишь тре­тье место среди стран-за­каз­чи­ков флаг­ман­ской мо­дели. При­ме­ча­те­лен факт, что 20 000-м и 50 000-м ав­то­бу­сами, вы­пу­щен­ными за­во­дом «Ика­рус» для СССР в 1973 и 1978 годах со­о­т­вет­ственно, стали ма­шины «250-й» мо­дели.

Ikarus 250.59 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими дверьми, ве­ду­щими в салон
Ikarus 250.59 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими дверьми, ве­ду­щими в салон





Все новости