Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Все мы родом из детства.
Утром выходного дня, перед диснеевскими мультиками, дети моего поколения видели странное шоу про "Играй, гармонь!", в котором телевизионщики ездили по стране и снимали гармонистов по городам и весям. В ожидании Микки Мауса и Дональда Дака многие из нас натыкались именно на неё — и наверное, это было самое странное, что смотрели дети в девяностые.






А ещё в моём детстве была своя магия, связанная с гармошками — несколько видавших виды Икарусов-280, ходивших по городским маршрутам. То, как эта машина извивалась на поворотах, не могло не завораживать маленького меня — а потом этих машин вдруг не стало.





Многие годы спустя, совсем в другом городе, и в другие времена, я стал помогать людям сохранять старые автобусы. Теперь пришла очередь того самого "280" — прямо как в детстве, с гармошкой, поворотным кругом и мелодичным мурлыканьем горизонтального дизеля. Машина нашлась в городе Тольятти Самарской области, где оставалась последним сочленённым "Икарусом", ходившим по городским маршрутам Автограда.





Особенность этого Икаруса состоит в том, что он сделан в самом Тольятти. Нет, "дважды автомобильный" АвтоВАЗ здесь ни при чём: сборку "Икарусов" из машинокомплектов в середине девяностых развернули на базе автоцеха завода "Тольяттиазот", крупного предприятия химической промышленности. В поисках реальных доходов в годы нестабильности там выпускали и автобусы, и телевизоры — и это позволило предприятию устоять на ногах.





Несколько машин, построенных в 1996 году, были так и не выкуплены заказчиком; ПТС им были выданы лишь в 2000 году, когда "Икарусы" были выкуплены муниципалитетом Тольятти. В 2001 году автобусы из этой партии отправились на тольяттинские городские маршруты — и это были последние новые "Икарусы" в Тольятти и Самарской области.





Этот "Икарус" — переходный вариант модели 280.33, самого массового исполнения, предназначенного в первую очередь для СССР/России. Вариант 280.33 выпускался с начала восьмидесятых вплоть до середины девяностых годов, и постоянно менялся: машины 1996 года выпущены уже с новым дизелем Raba D10 экокласса Евро-0, но ещё на старых осях с "сегментными" колёсами на клиньях. В таком исполнении Икарус-280 для России выпускался лишь один год: с 1997 года состоялся переход на "дисковые" оси с евроступицей, а от старого мотора Raba D2156 отказались и того раньше — в конце 1995 года.





Салон перетянули в чёрный дерматин за несколько лет до вывода из эксплуатации. Изначально обивка — коричневого цвета. Отдельно порадовало состояние покрытия пола — оно заводское, и требует лишь небольшого ремонта





Водительское кресло подустало, а ''музыку'' закреплённый водитель забрал с собой на следующую машину. На месте дыры в полу была специальная кнопка для глушения дизеля — сейчас автобус глушится только передачей





За второй дверью салона, между осями, прячется горизонтальный турбодизель Raba D10

Икарус успешно работал на тольяттинских линиях вплоть до апреля этого года. Весной руководством предприятия было принято волевое решение вывести из эксплуатации устаревший автобус, набравший миллион километров пробега. Но отправки в металл, как это бывает обычно, не случилось: все мы родом из детства, и один мой хороший друг, давно мечтавший о "гармошке", выкупил последний тольяттинский 280 к себе, в Москву.





Последние приготовления к дальней дороге — на посту шиномонтажа

За три дня до старта предприятие взялось готовить машину в дальнюю дорогу: на автобусе ликвидировали утечки воздуха из прохудившихся пневмоподушек, подварили площадки под ними, и в целом убедились в надёжности и работоспособности автобуса. Спасибо гаражу: Икарус отдали на сравнительно хорошей резине, с нормальными аккумуляторами, и вообще отнеслись к нам очень конструктивно и приветливо — они были вовсе не обязаны ремонтировать машину после подписания бумаг, но только убедившись, что с машиной нет никаких критических проблем, отпустили нас в дальний путь.





Последний выезд из ремзоны. Машина готова в дальний путь!

Перегонять машину мы решили своим ходом — Икарус простой и деревянный, ломаться там, в общем-то, и нечему. Для дальнего перегона я пригласил другого своего старого друга — бывшего сотрудника музея "Мосгортранса", а ныне — независимого автобусного коллекционера. Ни у меня, ни у покупателя пока не открыта нужная "автобусная" категория в правах, да и привлечённый товарищ хорошо знает конструктив Икаруса, и собаку на них в своё время съел.
Я же, в свою очередь, сопровождал автобус на легковой Джетте, на которой мы приехали в Тольятти из Москвы — машина прикрытия нужна на случай, если потребуется техническая помощь, ГСМ или что-то ещё.





Через пару минут Икарус навсегда покинет родное для него Тольяттинское ПАТП-3. Спасибо предприятию, что сберегли машину!

Перед стартом мы наведались на местную металлобазу — проведать менее везучего собрата. Предпоследний тольяттинский Икарус-280, из того же ТПАТП-3, по весне выкупил частный предприниматель, который планировал поставить автобус на заказную развозку. По неясным причинам он успел лишь выкрасить и выбросить его: переваренную довольно качественно машину, едва ли не готовую к покраске, он по неясным причинам свёз на металлолом…





Живые и мёртвые. Менее везучий собрат поделился десятком хороших дверных створок, а также другими кузовными деталями





Лобовые стёкла на машине слегка приунывшие, зато родные. Значит, машину не били в переднюю часть, а это — её большой плюс

И немного картинок с дальней дороги:





Где-то среди Жигулёвских гор

Машина шла стабильно 60-70 км/ч — больше можно, но с незнакомой машиной — опасно. Да и торопиться было уже некуда — шли неспеша. Лишь пару раз остановились на часок отдохнуть и поесть, чтобы не рубиться в пути. Чтобы не вскипятить мотор, решили перебдеть и ехать со включёнными печками — благо, салон всё равно был занят только запасом запчастей. На технических остановках я забегал в Икарус погреться))

Подъёмы в Жигулях "Икарусу" давались тяжело, но для такого городская машина и не предназначена. После Самарской области уже пошла равнина, и гармошка пошла по шоссе вполне уверенно.
Омрачили дорогу лишь греющийся задний мост, да небольшой расход масла — с этим придётся разбираться уже в Москве.





Под Сызранью





Ночёвка в Ульяновской области





Мордовия. Вместе с Джеттой прикрытия





И снова Мордовия





Москва, Третье транспортное кольцо

После полутора суток в пути — наконец, финиш, рано-рано утром в Москве.

Пока что мы делаем небольшие дела: вчера машина переехала к месту постоянного базирования, на территорию одного из московских автокомбинатов. Никогда бы не подумал, что найти стоянку для большого автобуса — большая проблема: есть ощущение, что людям деньги не нужны; искали стоянку мы долго и тяжело.

На перевалочном пункте у въезда в Москву:





Москва, Ленинградское шоссе

Идей, планов и задумок на эту машину у нас много, но всё это мы будем делать уже в новом году, накопив на то ресурсы. Основная затея — получить автобусную категорию, и участвовать на гармошке в различных тематических мероприятиях, вплоть до традиционного петербургского парада транспорта. Получится это, или нет — будем посмотреть.

И на этом — всё. До встречи на следующей остановке!

Источник информации: https://www.drive2.ru/b/511057403710538127/?digest=336-3&tz=msk&utm_source=DRIVE2&am...



Похожие статьи:

Луноход в натуральную величину
История советского автобуса ПАЗ Турист Люкс 8,5 м
GM Futurliner - будущее наступило уже в прошлом
Неповторимый и превосходный Ikarus 55
Все интересные статьи