Наступил 2019-й год, а это значит, что со дня выхода на московские маршруты последнего автобуса ЛиАЗ-677 прошло уже 15 лет. Но это был вовсе не конец истории модели в городе: в 2004-м "луноходы" ушли лишь с регулярных пассажирских маршрутов, обслуживаемых "Мосгортрансом" — а машины, заслуженно прозванные "тружениками", продолжали служить предприятиям и организациям, в том числе для нужд самого "Мосгортранса".

Автобусы-труженики ЛиАЗ-677 десять лет назад, в 2009-м году, были уже зверями краснокнижными: на многомиллионный мегаполис их было раз, два и обчёлся. Я же десять лет назад вёл на этих зверей активную фотоохоту, гоняясь за ними по всей Москве, области и окрестным регионам. Сегодня я решил вспомнить о старых ЛиАЗах Москвы, доживших до 2009 года. За каждой машиной была своя особенная история — и у каждой по-своему сложилась судьба, счастливо и не очень…


ЛиАЗ-677М 1994 г.в. №07235 — последний пассажирский 677 Мосгортранса. Музейный запасник под Рижской эстакадой, октябрь 2014 года

Начать рассказ я решил с последнего пассажирского "Лунохода" системы Мосгортранса.

Именно этой машине, носившей бортовой 07235, в ноябре 2004 года выпала честь закрыть историю 677-х на городских маршрутах в Москве.

Автобус "от и до" отработал на маршрутах в 7-м автобусном парке Мосгортранса (ныне входит в состав филиала "Северо-Восточный"). Он построен Яхромским автобусным заводом в 1994 году — именно оттуда поступали в систему МГТ 677-е в последние годы. После вывода из эксплуатации борт 07235 несколько лет хранили для постановки на постамент у родного парка, но с памятником дело так и не срослось. В 2007-м, при очередной смене руководства парка, машину собирались порезать, но прямо из-под газорезки увезли в другой парк. Там ЛиАЗ несколько лет просто стоял в ожидании своего счастливого часа… Но счастливый час так и не настал: летом 2015 года автобус, как металлолом, обменяли с другим предприятием на найденный в залежах ЛиАЗ-677 более раннего выпуска.

ЛиАЗ-677М 1994 г.в. №07867 — последний ''луноход'' техпомощи в Москве. Июль 2009, платформа Лианозово

Его собрат по работе в 7-м автобусном парке, "технарь" 07867, пережил красно-белого братца аж на пять лет: он прекратил работу только в конце 2009-го года. Как и красно-белый 07235, он построен не самим ЛиАЗом, а автобусным заводом в Яхроме, а при жизни пережил капремонт кузова на заводе "Аремкуз".

Помнится, в день съёмки я случайно набрёл на этот ЛиАЗ на автобусном кругу у платформы "Лианозово", где машина обыкновенно дежурила. Прокрутившись на станции больше часа, я так и не застал водителя, чтобы заснять внутрянку машины — тот спокойно спал в салоне, и явно не был готов встречать гостей.

Кто знал, кто знал, что много лет спустя линия жизни сведёт меня с этой машиной совсем в другом месте и при других обстоятельствах… А тогда, в 2009-м, автобус передали музею МГТ, где "оторвали" от документов, а ставший ненужным кузов сослали своим ходом на садовый участок сотрудника.  

ЛиАЗ-677М 1994 г.в. №07867 — последний ''луноход'' техпомощи в Москве. Июль 2009, платформа Лианозово

Другой "технарь" дожил до 2009 года в ныне расформированном 12-м автобусном парке — областном анклаве Мосгортранса, что базировался на улице Губайлово в Красногорске. Этот автобус 1994 г.в. — один из последних 677-х, выпущенных самим ЛиАЗом в Ликино-Дулёво. Вплоть до начала 2009 года этот ЛиАЗ, носивший борт 12418, можно было встретить на площадке у въезда в парк. Машина со врезанными "воротами" сзади служила грузовой и "техничкой", а в первую очередь — так называемым "резиновозом".

После списания "Луноход" сначала отправили "работать" бытовкой на базу СМТО Мосгортранса на Угрешской, а немного позже — отдали музею на запчасти. В последние годы автобус мотыляется между нычками музея по всему городу — и лучше ему за эти годы вовсе не стало…

ЛиАЗ-677М №12418 на территории музейного запасника под Рижской эстакадой. Октябрь 2014 года

ЛиАЗ-677М 1990 г.в. №08933 служит штабом на пасхальных спецперевозках. Рябиновая улица, апрель 2009 года

Формально последним 677-м, работавшим в системе МГТ, был ещё один образец — автобус 1990 года выпуска, относившийся к Филёвскому автобусно-троллейбусному парку (ФАТП, ныне — филиал "Центральный"). Этот автобус "Безопасности движения" нёс бортовой 08933, и выезжал буквально три дня в году, обслуживая пасхальные спецперевозки в качестве мобильной диспетчерской. Машина была особенно интересной: до превращения в автобус БД она была учебной в УКК, с огромной кабиной и перегородкой, доходящей до салонной двери. Её я словил лишь однажды, весной 2009 года — а в 2010 ЛиАЗ уже не выехал даже на эти три весенних дня…

Немного позже, в том же 2010, от машины "оторвутся" в утиль документы, но сам автобус чудом выживет в частных руках. Надеюсь, новый владелец ещё созреет показать автобус широкой публике — тем более, что за последнее время он сделал с ним немало… А ещё борт 08933 был увековечен в виде масштабной модели.

ЛиАЗ-677М 1990 г.в. № 08933 служит штабом на пасхальных спецперевозках. Рябиновая улица, апрель 2009 года

На этом с машинами "Мосгортранса" всё. Теперь перейдём к машинам необычной профессии — гуманитарно-благотворительным ЛиАЗам службы "Милосердие".

Православная служба "Милосердие" была создана в середине нулевых. Одним из её сооснователей был истовый фанат 677-х — Илья Кусков. Именно его стараниями у службы появилось два боевых ЛиАЗ-677, которые по ночам запускались в гуманитарный рейс по всем московским вокзалам. ЛиАЗы служили для спасения бездомных: в автобусе "Милосердия" их отогревали, кормили, лечили, одевали… Обыкновенно "в рейс" выезжала одна машина из двух; вторая стояла "резервом" в качестве склада. После каждого рейса автобусы "кварцевали" и проводили санобработку салона. Машины и работу "Милосердия" в середине нулевых часто показывали по телевизору как пример реально действующей благотворительной миссии — особенно актуальными они оказались, когда на Москву сходили морозы крепче минус 20-ти. Кто знает, сколько жизней спасено в холодные зимы благодаря этим двум старым ЛиАЗам…

Зима 2009. Первый 677-й православной службы Милосердие у церкви на улице Радио, близ Курского вокзала. Виден переоборудованный для нужд службы интерьер — большая часть сидений демонтированы, стоит перегородка посреди салона и кое-какая нестандартная мебель

Первый 677 был куплен "Милосердием" у грузового терминала аэропорта Шереметьево, где автобус служил развозкой персонала. Машина 1994 г.в. перед запуском в работу прошла капитальный ремонт на Борском АРЗ, однако из-за ряда нерешавшихся технических проблем больше простаивала и служила "складом", чем реально работала. В 2013 году автобус достался фанату модели, и по сей день находится в его руках.

У автобуса были проблемы с передней осью и тормозами, поэтому выезжал он реже собрата. Здесь — зима 2009, у церкви на улице Радио, близ Курского вокзала

Лето 2009. Второй 677 службы ''Милосердие'' — ЛиАЗ-677МБ 1993 г.в. Нижний Сусальный переулок, близ Курского вокзала

Второй 677 "Милосердия" был куплен двумя годами позже у сельхозпредприятия в Ступинском районе. Эта машина — "пригородник" 677МБ с ровным полом по всей длине салона и бо'льшим количеством сидячих мест. Сельхозпредприятие же, в свою очередь, приобрело автобус у воинской части с консервации, поэтому машина досталась "Милосердию" в роскошном состоянии — с минимальным пробегом и в родной окраске.

Лето 2009. Второй 677 службы ''Милосердие'' — ЛиАЗ-677МБ 1993 г.в. Нижний Сусальный переулок, близ Курского вокзала

Эта машина работала значительно больше бело-синего собрата, и вышла из эксплуатации только при сворачивании деятельности службы в прежнем формате. Как и собрат, автобус достался фанату модели, и по сей день находится в его руках. Одно время ЛиАЗ экспонировался в музее на Рогожском валу, однако стараниями одиозных личностей владельца из музея "попросили" — и теперь автобус вынужденно украшает его садовый участок…

Зима 2015 года, 5-й автобусный парк. ЛиАЗ-677МБ из ''Милосердия'' уже у нового хозяина

После ухода уже упомянутого Ильи Кускова из службы "Милосердие", он занялся новым благотворительным проектом. Для этого в 2007 году в Тамбове был куплен ещё один ЛиАЗ-677, да не простой, а очень чудной…

ЛиАЗ-677МБ 1991 г.в. из Тамбова в Москве. Простаивает уже как минимум 11 лет

Этот ЛиАЗ был перестроен тамбовским частным перевозчиком для работы на городском маршруте, причём необычная внешность — не главная его особенность. Вместо прожорливой комбинации бензинового мотора ЗИЛ и автоматической коробки передач, в эту машину вживлён дизель ЯМЗ-236 от "лобастого" МАЗа вместе с соответствующей механической КП. Подробно об этом автобусе я писал много лет назад в журнал "Грузовик Пресс" Если коротко, то машина получилась, как привидение с мотором: диииикое, но экономичное. Шумная, вибронагруженная, холодная, а с другой стороны — скоростная и без зашкаливающего аппетита…

Уже в Москве новые владельцы вложились в полный капремонт переделанного ЛиАЗа, но в работу его так толком и не запустили. Как минимум с 2008-го года эта машина стоит недвижимым складом в Текстильщиках. На предложения о продаже хозяин отвечает вполне справедливой ценой — но она достаточно высока, чтобы никто эту машину не купил по сей день.

ЛиАЗ-677МБ 1991 г.в. из Тамбова в Москве. Простаивает уже как минимум 11 лет

Несколько ЛиАЗов в 2009 году ещё работали развозками Центрального ремотно-механического завода (ЦРМЗ) Мосэнерго. Эти 677-е построены Борским АРЗ в середине девяностых, и летом 2009-го дружно отправились на покой. Я по случаю заснял только одного, буквально за пару месяцев до списания — а работало к тому времени ещё двое…

Борский ЛиАЗ-677М Центрального ремонтно-механического завода Мосэнерго едет мимо завода Хроматрон по Щёлковскому шоссе. Апрель 2009 года

А мой любимец, последний герой обзора — это последний в Москве ЛиАЗ, служивший по прямому назначению, то есть реально возивший пассажиров. Автобус-труженик 1989 г.в. принадлежал центру космической связи "Медвежьи Озёра" ОКБ МЭИ, и гонял в Москву дважды в день под развозкой персонала. Работал он в паре с ЛАЗом-695Н середины девяностых, но значительно чаще него…

Зима 2010, у метро Щёлковская. ЛиАЗ-677М центра космической связи Медвежьи Озёра. Клеёнка вокруг левой фары служит для того, чтобы в ноги водителя не дуло холодным воздухом, а на правой и средней решётках — чтобы мотор быстрее прогревался и медленнее остывал

Утром и вечером будних дней эта машина минут по 10-15 стояла, набирая пассажиров, у станции метро "Щёлковская". Случалось, что по утрам водитель подбирал случайных пассажиров до метро — так, вплоть до 2011 года, у каждого из нас была секретная возможность прокатиться по Москве на отличном ЛиАЗе-677…

Лето 2008, у метро Щёлковская. ЛиАЗ-677М центра космической связи Медвежьи Озёра на том же месте, что и на фото выше. Сейчас на этом месте — многострадальная эстакада.

Но главное — этот ЛиАЗ 1989 года был сохранён если не в эталонном состоянии, то близко к нему: салона 677-го лучше я не видел до сих пор! Все таблички, надписи, бирки, ручки — на месте, сиденья и покрытие на полу — всё в идеальном состоянии

Салона лучше, чем у этого 677, я не встречал до сих пор!

Всё, как полагается: даже плакат за спиной водителя на месте.

В 2012 году центр космической связи сначала получил несколько новых автобусов, а потом его попытались "оптимизировать" сверху. Так что в какой-то момент автобус обнаружился выпотрошенным и лежащим на боку на территории предприятия — на том его история и закончилась…

Март 2009. На этом фото я разглядел только один признак того, что автобус не совсем в родной краске, и таки проходил кузовной ремонт — кто углядит его же?)

И в завершение — фото той же машины из недр моего архива вместе с более современным Икарусом, случайно затесавшимся в кадре

Лето 2009. Оранжевое настроение — ЛиАЗ-677М и Ikarus-280.33M

Эти ЛиАЗы были последними из тысяч и тысяч своих собратьев на дорогах Москвы. Вместе с тем — они были последними настоящими тружениками, пережившими самые светлые и самые чёрные времена — и с честью вышли из самых тяжёлых лет. Именно 677-е прошли сквозь наши детство и юность тонкой, но незабываемой их частью. И поэтому, даже при всех своих недостатках, ЛиАЗ-677 — великая машина, автобус-труженик, бессмертный в памяти людей по всему бывшему СССР.

Во многих городах уже стоят памятники автобусу-легенде: по всей стране их уже больше двух десятков, но Москва таким похвастать по-прежнему не может. Год назад мы отметили 50-летний юбилей со дня выхода 677 на улицы столицы — так что может быть, пора?)

На этом — всё. С наступающим, и как всегда — до встречи на следующей остановке!)

Источник информации: https://www.drive2.ru/b/521422774703489239/

Похожие статьи:

Эволюция муниципального транспорта города Киева
Тест-драйв автобуса ЗИС-8
История Московского автобуса
Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели
Все интересные статьи