Начало истории
История этого микроавтобуса началась с идеи изготовить стеклопластиковый прицеп-дачу собственной конструкции в 1963 году. А. С. Антонов — начальник главного автотранспортного Луганского совнархоза, а так же человек, который загорелся идеей изготовить такой прицеп-дачу для советских автотуристов — поручил это дело коллективу Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ) Луганского автотреста. Северодонецк был выбран не случайно в качестве "эксперементальной базы". В 1961 году на САРБ делали стеклопластиковую самоделку под руководством инженера Г. В. Дьяченко.
Как сложилось построение прицепа-дачи не известно. Но известно то, что Антонов, Дьяченко и главный инженер Луганского автотреста А. Г. Иванов решили создать новый автомобиль — "автомобиль будущего", который был бы принят соотечественниками за пришельца из "прекрасного далёка".
Построение
Так как построение автомобиля дело ответственное и сложное, то к его проектированию надо было привлечь настоящих профессионалов. При САРБ был организован конструкторский отдел. Будущему микроавтобусу присвоили имя "Старт". Сначала был сделан макет в 1/10 натуральной величины. Дизайн (разработал его художник-конструктор Ю. И. Андрос) согласовали с Луганским обкомом КПСС. Его работникам он понравился. Тогда приступили к изготовлению гипсового макета в натуральную величину. Первый микроавтобус закончили в канун заседания коллегии Госкомитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, которое проходило в 1963 году в Москве. Создатели рассчитывали показать коллегии "живой" автомобиль, кузов которого сделан целиком из полимеров, и в случае одобрения покончить с экспериментами и приступить к производству. Результат "презентации" превзошёл все ожидания. Председатель Комитета Н. И. Строкин распорядился обеспечить САРБ пятьюдесятью комплектами необходимых узлов от "Волги". В 1964 году приступили к созданию промышленной партии микроавтобусов с использованием горьковских машинокомплектов.


Изготовление контрформы для выклейки стеклопластиковых кузовов

Итак, механическую начинку взяли от 21-ой "Волги". В основу силовой архитектуры легла сварная рама, сконструированная таким образом, чтобы "примирить" не изменённое шасси "Волги" с оригинальным кузовом вагонного типа. Смещение двигателя позволило использовать укороченный карданный вал без промежуточной опоры. Таким образом двигатель оказался в салоне. А "горб" моторного отсека приспособили под столик. Фонари, элементы интерьера, подфарники, птичка на багажнике были взяты с "Волги".


микроавтобус Старт на агрегатах легкового автомобиля ГАЗ-21Р Волга

Один из первых серийных "Стартов" подарили секретарю ЦК КПСС Украины П. Е. Шелесту. Остальные экземпляры так же не задерживались в Северодонецке: микроавтобусы пользовались большой популярностью, несмотря на свою цену. В те годы 21-ая "Волга" стоила 5 тыс. рублей, тогда как цена "Старта" составляла 9,5 тыс. рублей. Дорого? Так ведь кузова выклеивались вручную.
А что же дальше?
Дальнейшая судьба микроавтобуса стала хуже. В 1964 году главного покровителя проекта А. С. Антонова перевели в Донецкий совнархоз. Через некоторое время поставки машинокомплектов с ГАЗа прекратились — завод полностью выполнил свои обязательства. Однако спрос на "Старты" не иссякал, и САРБ продолжал штучное производство по заказу конкретных учреждений. Всего в Cеверодонецке было изготовлено около сотни "Стартов" в период с 1964 года по 1967 год.


Донбасс — тот же Старт. А. С. Антонова перевели в Донецк на аналогичную должность, и на новом рабочем месте он тоже решил наладить производство Стартов на крупной автобазе Главдонбасстроя. Но большого производства не вышло: свет увидело не более десятка Донбассов.

А нужен ли "Старт" вообще?
В октябре 1965 года производство перешло в подчинение Москвы. Но поскольку речь шла о решении государсвенного масштаба, необходимо было подтвердить целесообразность производства, и для этого требовались официальные испытания. Два "Старта" под заводскими номерами "27" и "37" прибыли в лабораторию испытаний автобусов на автополигон НАМИ. Этим двум микроавтобусам предстояло пройти обкатку и комплекс лабораторно-дорожных исследований на полигоне, а также поработать маршрутными такси в Москве. По результатам исследований оказалось, что с государственной точки зрения "революционный" "Старт" никаких преимуществ перед РАФом (который 977-ой) не имел. И вопреки расхожему мнению, причудливая конфигурация кузова не обеспечивала хорошую аэродинамику, а наоборот, увеличивала сопротивление воздуха. И ещё: салонные двери после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались.
Таким образом, после всех испытаний, государство не нашло причины, чтобы взять производство "Стартов" под свою опеку и планово его поддерживать. Получилось, что "Старт" стал красивой, современной, но дорогой и бесполезной игрушкой. Но мелкосерийное производство Северодонецку никто не запрещал. После испытаний "Старты" ещё собирались пару лет, а потом производство сошло на нет.


Старт в городе

Наше время

Всего было выпущено около ста тридцати таких микроавтобусов: в Северодонецке (около 100 шт.), в Донецке (не более 10 шт.) и в Луганске на ЛАСЗ (около 20 шт.). К настоящему времени известно только о нескольких сохранившихся "Стартов".
1. Восстановленный "Старт". Его можно увидеть на разных выставках в России.


4-фарная система освещения — модная тенденция 60-ых годов


Старт на выставке


элементы интерьера от 21-ой Волги

2. Ещё один "Старт", сделанный в "Мастерской Шаманского". Как написано в интернете, это "новодел" для коллекции.


3. Продавался в Армении. Сейчас на реставрации.


4. Бакинский "Старт".


5. Стоял на гараже. Непонятно, как он туда забрался :) По слухам, теперь на реставрации.


6. "Старт", найденный в лесу под Киевом четыре года назад. Его забрали и, возможно, будут восстанавливать. Стоял в лесу 20 лет, недалеко от пионерлагеря (к которому он вроде как принадлежал). Скорее всего, с него сделают реплику, как и со вторым "Стартом" в списке.


"Cтарт" в кино
Этот фильм должен знать каждый человек — "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"! Благодаря фильму "Старт" стал ещё более знаменитым. В завершающей сцене Нина уезжает от Шурика именно на этом микроавтобусе.


Спасибо за внимание! Надеюсь, Вы узнали для себя что-нибудь новое про этот интересный микроавтобус!

Источник информации: https://www.drive2.ru/b/619621/

Похожие статьи:

Икарус-180 на улицах Москвы
Загадка ЗИУ-5 или ТОП-5 мест столицы Армении для любителя истории ...
Китайские производители продолжают чудить
С наступающим 2018 годом!
Все интересные статьи