Это был красивый автобус, который в 50-х можно было встретить на маршрутах многих крупных городов СССР. Выпускался он с 1949 года по 1957 год, стал самым массовым советским автобусом, выпускавшимся в те годы. С июня 1956 года изменилось название завода, поменялось и название автобуса, стал он называться ЗИЛ-155.


Автобусы в СССР выпускались, как правило, на базе существовавших грузовиков, не стал исключением и ЗИС -155, унаследовавший агрегаты грузовика ЗИС-150, но в измененном виде, а вот кузов был несущий, рамы в её классическом, «грузовиковом» понимании не было. Кузов был цельнометаллический, обшитый снаружи листами из алюминиевого сплава, крепившимися на заклёпках. К удобству пассажиров зимой были три жидкостных отопителя, завязанных на систему охлаждения двигателя, но эффективность их, по свидетельствам исторических хроник, была невысокой, а вот летом можно было открыть опускающиеся вниз окна. Примечательно, что в отделенной от салона перегородкой кабине водителя отопитель отсутствовал, а из негерметичного отсека двигателя в кабину просачивались выхлопные газы.








Несмотря на неплохую эргономику водительского места, проблемой была необходимость частого переключения передач. Коробка была пятиступенчатой (редкость по тем временам), но передачи были короткими и их требовалось часто переключать. Немалым был и радиус поворота, составлявший 9 метров при длине кузова 8.2 метра.






Двигатель был карбюраторный, нижнеклапанный шестицилиндровый рядный ЗИС-124 объемом 5.5 литров мощностью 95 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Мощность двигателя была недостаточной для автобуса с полной массой около 10 тонн, расход топлива (бензин А-66) по паспорту был 33 литра на 100 км., при скорости 40-50 км/ч, но в реальности, в городском режиме с постоянными остановками и троганьями, меньше 40 литров не был. Сцепление было двухдисковым.




Общее количество мест для сидения в салоне было 52, из них 28 – сидячие. Задняя дверь была расположена в задней части автобуса, а не ближе к середине, как бывало частенько в те годы, поэтому «кармана» из которого пассажирам в час-пик трудно было выбраться там не создавалось, но сами двери широкими не назовешь.




Передняя и задняя подвеска были зависимыми, на рессорах, но в подвеске заднего моста появились гидравлические амортизаторы двухстороннего действия- впервые среди советских грузовиков и автобусов. Тормоза были пневматическими, стояночный тормоз – барабанный, блокировал трансмиссию. Тормозной путь составлял 13 метров со скорости 30 км/ч.


За всё время выпуска кардинальных изменений ни в конструкции, ни во внешности не было. Помимо городской модификации выпускался и междугородный ЗИЛ-155, на 15 посадочных мест, оборудованный самолётными креслами.




На старых фото можно увидеть ЗИС-155 в составе автопоезда, но это творение не было заводской модификацией автобуса, а являлось рационализаторским подходом автобусных парков, которые переделывали списанные автобусы в прицепы.




Интересная особенность в трёх фонариках, расположенных спереди на крыше по центру. На старых цветных фото и на хорошо отреставрированных экземплярах можно заметить, что фонарики разного цвета – есть синий, красный, оранжевый и зеленый.






Такой вид не от того что реставраторы не смогли подобрать одинаковые стёкла на световой указатель автопоезда, как многие думают, глядя на привычные нам три фонаря на крыше, это – световая сигнализация маршрутов, разные цветовые комбинации обозначали соответствующий маршрут, вечером издалека было видно. Но просуществовала такая световая сигнализация недолго, она была неудобной, но убирать из конструкции автобуса её не стали.


Еще одна интересная делать – массивная эмблема на радиаторной решетке.




На ней изображен Дворец Советов, грандиознейший по своим масштабам архитектурный проект, который так и не был воплощен.




Несмотря на то, что автобусы выпускались массово, до наших дней дожили единицы, и даже вот в таком состоянии найти сейчас эту машину у реставраторов считается большой удачей.




Конкретно этот экземпляр был обнаружен реставраторами из мастерской «RetroBus», поэтому о его дальнейшей судьбе можно не переживать, однажды он обретет первозданный облик и будет жить.



Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/oldtimer/zic155-pozabytyi-krasavec--5ade3bb3ad0f222f77b459ab


Похожие статьи:

Поезда новой серии будут ходить по Таганско-Краснопресненской линии
ИЗ БИОГРАФИИ АВТОБУСА: после октября 1917 года
Павловский автобусный завод отмечает 85-летие
Выжить в дичайших условиях
Все интересные статьи