За семь десятков лет работы в истории Павловского автобусного завода набралось порядочное количество экспериментальных машин, не получивших никакого серийного воплощения. Об одной из таких, отдаленно напоминающей по дизайну классические «Икарусы» двухсотой серии, и расскажем сегодня.

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев


В конце 1980-х годов в бюро художественного конструирования завода задумались о создании оригинального автобуса для межгорода – более комфортабельного и более крупного, нежели 7-метровый ПАЗ-3205, но использующего ту же агрегатную базу. Поэтому для перспективного автобуса была выбрана совершенно нетипичная для советского автопрома размерность – 8 метров: это больше, чем предусматривал отраслевой стандарт для автобусов малого класса (до 7,5 м), но меньше утвержденной нижней границы длины автобусов среднего класса (8,5 м). Однако именно в этой размерности расчетная полная масса машины укладывалась в допустимые для запланированных агрегатов пределы.




Масштабный макет автобуса ПАЗ-3207, 1989 г.


Работы над этим проектом велись фактически факультативно – без каких-либо распоряжений из главка, поскольку согласно утвержденному министром типажу вплоть до 1995 года в производственной программе завода не предусматривалось ничего, кроме малых автобусов ПАЗ-3205 с модификациями. Технические требования и художественный проект на междугородную машину, именовавшуюся на тот момент «перспективным автобусом с повышенными технико-эксплуатационными параметрами», сформировали в 1989 году. Тогда же сделали и масштабный макет, на боковины которого нанесли еще неофициальный индекс «3207».




Масштабный макет автобуса ПАЗ-3207, 1989 г.


Для своего времени тот макет выделялся весьма незаурядным дизайном! Но еще важнее, что перспективный автобус был сконструирован в расчете на иную технологию производства, нежели серийные «пазики». Его кузов изначально разрабатывался с оглядкой на максимальное сокращение количества крупных и средних штампов, потребных для изготовления кузовных панелей. Вслед за масштабным макетом последовало изготовление полноразмерного пластилинового макета с откорректированным дизайном, получившего новое обозначение «3209».




Изготовление полноразмерного пластилинового макета ПАЗ-3209




На переднем плане – масштабный макет ПАЗ-3207, на ним – полноразмерный пластилиновый макет ПАЗ-3209. На заднем плане виден макет передней маски кузова с двумя вариантами дизайна для модернизированного ПАЗ-3205


Ну а воплощение в металле этот проект – правда, в изрядно переработанном виде – получил уже после развала системы плановой экономики. В 1992 году на заводе завершили подготовку КД на междугородный автобус среднего класса, а затем построили и макетный образец с рабочим названием ПАЗ-7920 (где цифры означали длину машины в миллиметрах). Этот автобус сохранил привычную переднемоторную компоновку, однако возросшая масса заставила применить более мощный, чем на серийных «пазиках», двигатель ЗМЗ-5234 (130 л.с.). В дизайне ПАЗ-7920 хорошо угадываются мотивы, заложенные еще в макет ПАЗ-3207, и в то же время его передок благодаря форме и расположению светотехники стал походить на венгерский Ikarus!




ПАЗ-7920 образца 1992 года




Хотя пропорции кузова по сравнению с ПАЗ-3209 заметно изменились: передний свес стал короче, а задний – наоборот, длиннее. Такая перекомпоновка позволила разместить позади задней оси вторую служебную дверь и более рационально скомпоновать салон, рассчитанный на 27 пассажиров. Интересно, что проектом предполагалось применение вклеенных боковых окон. Но в отсутствие специального клеящего состава окна на макетном образце посадили на герметик и «заперли» по периметру металлическим профилем. Дебют ПАЗ-7920 состоялся на столичном международном автосалоне MIMS’92.




ПАЗ-7920 на автосалоне MIMS’92




Так выглядела вся экспозиция ПАЗа на выставке MIMS'92 (Москва, ВВЦ). ПАЗ-7920 на фото крайний справа. А прямо рядом с ним припаркован туристический ПАЗ-3205, переделанный в Германии на заводе Эрнста Аувертера: об этой машине мы рассказывали на нашем канале совсем недавно


После проведения заводских испытаний ПАЗ-7920 подвергся незначительной переделке, получив новый передний бампер, измененную облицовку передка и дополнительное стекло в нижней части передней служебной двери. Завершала картину более эффектная окраска. В таком «подретушированном» виде ПАЗ-7920 предстал посетителям московских выставок РМАС’93 и MIMS’93.




ПАЗ-7920 образца 1993 года


С некоторой натяжкой дальнейшим развитием автобуса ПАЗ-7920 можно считать проект ПАЗ-3237, который разрабатывался по плану опытно-конструкторских работ на 1996 год. В рамках него на заводе спроектировали переднемоторный «междугородник» малого класса длиной 7,3 м в двух вариантах исполнения – с 1-дверным и 2-дверным кузовом каркасной конструкции (число мест – 26/42 и 24/46 соответственно). По ходовой части и рулевому управлению этот автобус был унифицирован с ПАЗ-3205, однако тормозная система изначально закладывалась пневматическая. А в качестве силового агрегата предполагалось использовать серийный карбюраторный двигатель ЗМЗ-5234.10 с 5-ступенчатой коробкой. До постройки натурного образца дело так и не дошло, а потому позднее индекс «3237» был использован заводом повторно для совсем другой, заднемоторной, машины.




Слева направо: ПАЗ-3205 для перевозки инвалидов, ПАЗ-32051 и ПАЗ-7920 на Российском международном автосалоне (Москва, Экспоцентр на Красной Пресне), 1993 г.


Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/pazik-pohojii-na-ikarus-5d0f0b4dbb362a00afe7c8f4


Похожие статьи:

"Икарус 250": технические характеристики и фото
Интервью с главным инженером автобусного парка № 3 города Москвы А.В. Нефедовым.
Пожарный ЛАЗ
Автобус ЛАЗ-695Б для космонавтов
Все интересные статьи