Заметки путешественника

Всем привет!

Продолжаем наш цикл статей, посвященный майской выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Сегодня мы затронем тему автобусов марки Ikarus. Именно автобусы этой марки были самой многочисленной группой автобусов на данном мероприятии. В общем счете их было представлено более 16 единиц!

Начнем с самых «возрастных» машин. На выставке было представлено два автобуса Ikarus-55. Одна из «сигар» прибыла из Эстонии. Интересный факт, что оттуда прибыло несколько машин, и каждая из них украсила собой выставку. Оба автобуса представляют собой люксовую модификацию I-55.14 «lux» с более мощным по сравнению с базовой модификацией двигателем Csepel (170 лошадиных сил). У Петербургского автобуса есть огромная фара над лобовым стеклом. Своей элегантностью они поражают глаз обывателей до сих пор. В своё время машины значительно превосходили отечественные аналоги по комфортности поездки. Сейчас таких автобусов осталось немного. На территории России их осталось буквально 3-4 единицы. А в общемировом масштабе их едва наберется с два десятка.


Передняя часть автобуса Ikarus-55.14lux. Строго и брутально. Фото: Максим Фандюшин

Еще к нам из той эпохи приехал Ikarus 620/630. Почему не 620 или 630? Просто сложно понять, какой модели этот Икарус был на самом деле – машина представлена в очень сыром варианте, а на месте дверей у нее просто окна. Поэтому внешне сложно более точно опознать модель. Тем не менее, машина прямиком из 60-х смогла посетить данную выставку, пусть и не своим ходом. Пока она выглядит не очень презентабельно, но будем надеяться, что через год мы сможем увидеть ее во всей красе.


Автобус Ikarus-620/630 на выставке в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Далее был представлен московский экспонат – Ikarus 180. Это единственная машина данной модели, сохранившаяся на территории России. В свое время она была собрана буквально «по-частям» из сараев, найденных в разных уголках нашей страны. Конечно, ее нельзя считать совсем «оригинальной» - часть агрегатов пришлось использовать с автобуса Ikarus-280. Тем не менее, машина вышла весьма неплохо. Таких в мире осталось всего три: одна в Венгрии, вторая – в Германии, а третья - наша.


Автобус Ikarus-255.70 на выставке в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Далее следует 200-я серия. Первая машина – юбиляр из Эстонии – Ikarus 255.70. В этом году ему исполнилось 40 лет! Эти машины были распространены на всей территории СССР, став следующей ступенью эволюции после Ikarus-55. Сейчас такие машины в хорошем состоянии уже надо хорошенько поискать. В России это уже, пожалуй, редкость, поэтому эта машина привлекла особое внимание у гостей выставки.



Два родственника одного семейства 200-х Икарусов. Фото: Максим Фандюшин

Далее глазам посетителей предстали 3 автобуса Ikarus-260. «Местный житель», Ikarus 260.37 предстал глазам публики с надписью «Город-герой Ленинград» на борту. Эта машина – последняя данной модели, которая работала на линии в Санкт-Петербурге аж до октября 2010 года! После она стала экспонатом в местном музее


Автобус Ikarus 260.37 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Следующим автобусом был родной брат той же модификации, но из Эстонии. Несмотря на внешнее сходство, внутреннее убранство машины выглядит побогаче, чем у петербургского Икаруса, в котором интерьер достаточно лаконичен: ничего лишнего..


Так выглядит рабочее место водителя в Ikarus-260.37 из Эстонии. Фото: Максим Фандюшин


Вычислительная машинка в автобусе. Фото: Максим Фандюшин

Здесь же можно увидеть кассовый аппарат, накладку на руль и кучу других мелких деталей, которые оживляют машину.


Автобус Ikarus 260.37 из Эстонии на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Третья машина прибыла из Волгограда – Ikarus 260.50. Всю свою жизнь она провела в Самарской области в качестве служебного автобуса в Тольятти, и только недавно она сменила «прописку». В 2014, ее выкупили и восстановили. Машина запомнилась «запаской» на накопительной площадке в конце салона.


Кабина автобуса Ikarus-260.50. Фото: Максим Фандюшин

Несмотря на внешнее сходство, внутри они все разительно отличаются друг от друга: разные сидения, разное оформление, по-разному оформлены кабины (от самых простых вариантов до достаточно роскошных).


Автобус Ikarus 260.50 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Следующая машина выделялась в ряду машин 200-й серии – Ikarus 253.52. Обновленный кузов на весьма успешном шасси, присущем 200-й серии, выглядел нетипично для серии и очень современно по своим временам. В России автобусов данной модели было не так много – часть работала в Москве в Автокомбинате №3, часть – на пригороде и межгороде Санкт-Петербурга, откуда эта машина и попала в музей. Одна из множества перспективных моделей, не пошедших в массовое производство.


Автобус Ikarus 253..52 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Ikarus-250.93 – следующая машина в стройном ряду «венгров». Это достаточно распространенная модификация автобуса, производившаяся в 90-е годы, являвшая собой обновленную версию 250-го Икаруса. В основном, такие машины работают на межгороде или в качестве служебных развозок. Так и эта прибыла из Иркутской области и обрела свой дом в северной столице.


Автобус Ikarus 250.93 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Не менее популярная машина Ikarus -256.74 тоже появилась на выставке ретро-техники. Машины 256й модели на секцию короче 250-х, в остальном они полностью унифицированы. Такие автобусы можно встретить во многих регионах России. Этот же пробыл всю жизнь в Санкт-Петербурге, где и сохранился в музее.


Автобус Ikarus 256.74 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

А вот его собрат Ikarus 256.50VL совсем непростой как может казаться. Это машина в «люксовом» исполнении для междугородних поездок в Европе. Она имеет большое количество необычных «фишек», несвойственных 256-м, колесящим по нашей стране. Например, поручень вдоль окон, задний ряд имеет 5 сидений вместо 4, как в том же .74; над каждым сидением есть освещение и многое другое. Такие машины можно встретить в большом количестве в Венгрии, но не в России, где этот автобус сохранился в экземпляре.


Автобус Ikarus 256.50VL на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин


Два автобуса Ikarus 280.33O на фоне ЛиАЗа-677. Фото: Максим Фандюшин

Следом стоят два автобуса Ikarus-280.33O. Это модификация 280-ых поставлялась в Таджикистан, Молдавию, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Они оснащены двигателем Raba D10 UTS 155, а также планетарными дверьми.


Так выглядит автобус Ikarus 280.33О сзади. Фото: Максим Фандюшин

Последние автобусы данной модели работали в Петербурге до 2013 года. На выставке была представлена «линейная» машина в желтом окрасе и машина из учебного комбината в белом окрасе. В России в линейной эксплуатации сохранилась лишь одна машина – в городе яЛенинградской области.


Автобус Ikarus 280.33О в учебном варианте на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин


Салон автобуса Ikarus 280.33O. Фото: Максим Фандюшин


Старые таблички в салоне автобуса Ikarus 280.33O. Фото: Максим Фандюшин

Ikarus-283.00 тоже присутствовал на параде техники. Эта машина имеет весьма непростую судьбу, которая могла сложиться совсем иначе и далеко не в лучшую сторону. Тем не менее, машина попала в Санкт-Петербург из Москвы, где теперь и обитает на ПМЖ.


Автобус Ikarus 283.00 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Это 18-метровый Икарус с неуправляемой осью с двускатными колесами в прицепе. Большая часть машин 00-й модификации шла в Москву, но ряд машин расползся по другим городам. До сих пор можно встретить такую на линии в Саратове. Ещё остались в большом количестве автобусы Ikarus-283.10 в Екатеринбурге, но это уже совсем другая история.


Рассекая по городу на 283-м. Фото: Максим Фандюшин

И последней машиной в ряду оказался автобус Ikarus-280.33, но в виде так называемого «обрубка». В России было частым явлением «укорачивать» сочлененные автобусы до обычных 12-метровых.


"Обрубок" из автобуса Ikarus 280.33 на выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Иногда из них делали почти натуральный 260й, приваривая секцию с задней дверью, а иногда оставляли так, создавая из автобуса «техничку». Также и тут представлена машина, которая была когда-то машиной технической помощи.


Кабина автобуса техпомощи Ikarus 280.33. Фото: Максим Фандюшин

На том всё! В следующей статье поговорим о выставочных автобусах ликинского, львовского и павловского автобусных заводов.


Большая и дружная семья Икарусов на выставке в Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/maxfand/po-sledam-krupneishego-parada-transporta-chast-3-5da0bea5e3062c0...

Похожие статьи:

Я сегодня побывал в детстве! (Музей городского транспорта в Минске)
Ожидаемое пополнение в линейке «Икарусов» от ClassicBus
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
У кого длиннее?
Все интересные статьи