Коротко про основные модели и историю капотных автобусов на шасси ГАЗ.


Мы ассоциируем капотные автобусы в первую очередь с автобусами Курганского завода (КАВЗ), но на самом деле производством автобусов на шасси грузовиков ГАЗ занималось множество предприятий, а начиналось всё непосредственно с Горьковского автомобильного завода, а точнее на тот момент с «Автобусного цеха» нижегородского автомобильного завода им. Молотова.


Горьковский автобусный завод, г.Нижний Новгород

Ожидаемо первыми пассажирскими автобусами ГАЗ стали «коробочки», изготовленные на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-АА, выпускаемых с 1933 года на автобусном филиале ГАЗа. Модель получила индекс ГАЗ-03-30 и была рассчитана на 17 пассажиров. Кузов изготавливался из древесины, и обшивался снаружи стальными листами. Данный автомобиль стал самым массовым отечественным автобусом довоенного периода, и, хотя изначально предназначался для служебных перевозок, работал и на городских маршрутах. В 1950 году автобус сняли с производства. В общем тираже было выпущено приблизительно 15 000 ГАЗ-03-30, а так же примерно 12 000 санитарных автобусов ГАЗ-55-55. Кроме того выпускались в военные годы штабные автомобили, полевые кухни, походные кузницы.




ГАЗ-03-30 / Источник: http://gaz-69.club/

В 1946 году предприятие по сбору автобусов перевели в статус самостоятельного завода, который получил название «Горьковский автобусный завод» («ГЗА», чтобы не было путаницы). Предприятие создает новую модель на шасси ГАЗ-53 – ГЗА-651. Но финансовые трудности поставили крест на заводе, специализирующегося на производстве автобусов, и постановлением Совета министров СССР в 1951 году перепрофилировали ГЗА на выпуск средств связи. Документация и оборудование были переданы на Павловский завод им. Жданова.



ГЗА-651 / Источник: Яндекс.Картинки

Аремкуз, г.Москва
В 1947 году на Московском заводе «Аремкуз» была выпущена модель автобуса АКЗ-1. В основу модели легло шасси ЗИС-8, и после кузов адаптировали под шасси ГАЗ-ММ. Конструктивно автобус был так же деревометаллическим. Было выпущено таких автомобилей единицы.



АКЗ-1 / Источник: https://pastvu.com/

В 1954 году «Аремкуз» выпустил совершенно новый автобус уже на шасси ГАЗ-51. Данный автомобиль конструктивно повторял автобус ГЗА-651, но отличался более простым остеклением и отсутствием указателям направления рейса. На базе этого автомобиля выпускали и грузовые версии, и различные варианты спецтехники. Проект так же был передан для освоения сборки другим предприятиям СССР. К сожалению, в 2005 году предприятие было закрыто, и сейчас территория завода является заброшенной зоной в центре Москвы.



ГЗА-651 производства «Аремкуз» / Источник: https://pastvu.com/

Павловский автобус, г.Павлово Нижегородской области
Здесь в 1952 году после реконструкции Завода по производству автотракторного инструмента и его переименовании в Павловский автобусный завод имени Жданова была налажена сборка автобусов ГЗА-651. На базе этого автобуса наладили производство штабной машины (ПАЗ-654), инкассаторский (ПАЗ-655) и хлебный фургон (ПАЗ-657). В 1957 году запустили в производство пассажирский автобус ПАЗ-651А, отличавшийся от ГЗА-651 цельнометаллическим кузовом. В этом же году весь комплект технической документации отправили на строящийся в тот момент Курганский автобусный завод (КАВЗ).



Цельнометаллический ПАЗ-651А / Источник: denisovets.narod.ru

В 1959 году завод начал вести разработку нового капотного автобуса уже на шасси ГАЗ-52 с прежним кузовом ПАЗ-651А. Автобус получил индекс ПАЗ-671, и аналогично документация на него была передана на Курганский завод. С 1961 года Павловский автобус прекратил производство капотных автобусов и перешел только на автомобили вагонной компоновки.

Курганский автобусный завод, г.Курган
После передачи технической документации и подготовки производственных цехов в 1958 году было налажено производство капотных автобусов в г.Курган. Изначально автобусы ПАЗ-651А и его модификации собирали из комплектующих, поступавших с Павловского завода, но со временем перешли на детали собственного производства. В 1960 году конструктора предприятия даже попытались создать модель собственной разработки - КАВЗ-985, но отсутствие опыта и сложность конструкции модели не позволили автобусу попасть в производство. С 1962 года, с момента выхода предприятия на проектную мощность, и прекращения поставки комплектующих с Павловского завода, автобусы из Кургана получили собственную марку.



КАВЗ-651А / Источник: Яндекс.Картинки

В 1971 году завода начинает выпускать новую модель с совершенно новым кузовом - КАВЗ-685, разработанного на шасси грузовика ГАЗ-53Ф. Специально для этой модели Горьковский автомобильный завод наладил производство автобусного шасси ГАЗ-53А-1040 с двухконтурной тормозной системой и задней подвеской с четырьмя амортизаторами. Соответственно вскоре было налажено и производство различных фургонов и спецтехники на базе КАВЗ-685.



КАВЗ-685 / Источник: Яндекс.Картинки


В 1991 году запустили производство модель КАВЗ-3976, сменившую шасси на ГАЗ-33074-1010. В данном исполнении автобус продержался на предприятии вплоть до 31 декабря 2007 года, когда модель окончательно завершила свою историю. За период существования модель КАВЗ-3976 получила множество модификаций и различные оснащения. Это и удлиненная версия, и автолавка, северная версия, грузопассажирская, и прочие модели, в том числе с различными двигателями, а так же полноприводная версия КАВЗ- 39766 на шасси ГАЗ-3308 «Садко».



КАВЗ-3976 / Источник: Яндекс.Картинки

Так же капотные автобусы на шасси грузовых автомобилей производили:

1-й Симферопольский АРЗ им. Куйбышева / Симферополь
Тартуский авторемонтный завод №3) / Эстония, Тарту
Каунасский ремонтный завод автобусных кузовов / Литва, Каунас
Рижский завод автобусных кузовов / Латвия, Рига
БАРЗ (Борисовский авторемонтный завод) / Беларусь, Борисов
Луганский авторемонтный завод) / Украина, Ворошиловград (Луганск)
Семеновский ремонтно-механический завод / Нижегородская обл., Семенов
И другие предприятия

Подробнее про них вы можете прочитать в статьях Николая Маркова и Дениса Дементьева.

Как считаете, есть ли в современное время потребность в таких автобусах? Мы решили пофантазировать и представить как бы выглядел современный капотный КАВЗ.



Наше представление как бы выглядел современный капотный автобус на шасси ГАЗ

Спасибо за внимание!

С уважением, ВладАвто.

Официальный дилер ГАЗ во Владимирской области.


Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca4b02aae5b0400b3f265e8/kapotnye-avtobusy-na-baze-gruzovikov-gaz-5dd...

Похожие статьи:

Автобус и Черный Маклер
Найден ПАЗ-672 1967 года выпуска в Москве
Супергармошка: многосекционный автобус Ikarus 293
Львовские автобусы. Эпоха 695-х
Все интересные статьи