ИНТЕРВЬЮ

с техническим консультантом проекта Classicbus Дмитрием Чабановым

 

 

Владимир Астафьев: - Дмитрий, сколько лет Вы уже сотрудничаете с Classicbus, и какая была первая модель?

 

Дмитрий Чабанов: - Практически с самых первых рабочих образцов Classicbus, если не ошибаюсь, это были модели 672М и 651, показанные на RC форуме, я внимательно следил за процессом создания моделей, впрочем, как и многие другие форумчане - на тот момент времени среди коллекционеров появление промышленного производителя моделей общественного транспорта было Событием № 2 после выхода в продажу серии «Автолегенды». Образцы выкладывались для того, чтобы «коллективный форумский разум» помогал сотрудникам КБ сделать более-менее аутентичную продукцию, так как в компании фактически не было человека, владеющего «темой».

 

Конечно, очень большую помощь тогда оказал Максим Шелепенков, но он в основном консультировал по нюансам выбранных модификаций – деталировке и деталям конструкции, а требовался человек, который мог вести проект «от и до», в чем Максим помочь не мог по причине загруженности на разных работах, в том числе, по сотрудничеству с ДеАгостини.

Кстати говоря, первыми из форумчан, которые взялись «методически» помогать по технической части были Евгений из Минска, который вместе с Максимом очень помог в работе с троллейбусом, и Павел Маркин, внесший основные корректировки в находившийся тогда в работе 677.

 

Я подключился к работе в качестве консультанта несколько позже, в начале 2011 года, когда был показан рабочий образец модели Икарус 280.33. Вначале были посты с критическими замечаниями по модели, а спустя некоторое время (пока еще заочно) я познакомился с Павлом Лошаковым, бывшим тогда на форуме «лицом КБ на связи с общественностью», который предложил мне оформить свои комментарии в нечто более «систематизированное» ...

 


   ФОТО «280.33 мастер модель»


А еще позже мне предложили консультировать КБ по новой модели 250.58 «по полному циклу» от подготовки ТЗ до согласований модели на всех этапах производства – от мастер-модели до предпромышленного образца.

Изначально я не планировал сотрудничать с компанией по другим моделям, ограничившись корректировками Икарусов, так как не особенно владел технической информацией по машинам других марок, но вышло, как Вы знаете, по-другому.

 


   ФОТО «250.58 первый и второй образцы»


В.А.: - Какая самая легкая модель и самая напряженная, ну и самая любимая?

 

Д.Ч.: - Если что-то делать без заинтересованности, сложно сказать, что можно получить в итоге - скорее всего, результат не будет удовлетворять ни изготовителя, ни заказчика. Поэтому, вопрос о любимой модели можно пропустить без комментариев. Могу лишь сказать, что все модели, в работе над которыми я принял участие, если можно так выразиться, «прошли через сердце», а некоторые к тому-же и через печенку 

Что до «легких и напряженных» – модель вообще сделать не очень-то простое дело.

 

Собрать достаточный для работы материал и подготовить техническое задание – задача довольно кропотливая и требующая внимательности и методичности. Китайские инженеры требуют систематизированности от входящей информации – фото, чертежи, схемы нужно адаптировать к требованиям изготовителя, привести всю информацию к удобоваримому виду, выбрать и уточнить все мельчайшие детали определенной модификации, сделать правильные «акценты» в деталировке, конструкции, даже порой технологических моментах.

В противном случае инженеры изготовителя могут взять в свои руки «творческую инициативу», а что при этом получается знают все, кто держал в руках, например, модель «Запорожца» из «Автолегенд» с двумя двигателями... 

 


   ФОТО «В четыре руки»


Но сделать и отправить «пакет» ТЗ на завод – это только самое начало увлекательного занятия под названием «сопровождение разработки и изготовления изделия на китайском предприятии» - далее будет-мастер модель или 3D c «инопланетными» элементами, странными техническими решениями, игнорированием половины пунктов технического задания и т.д., и т.п. - по многу раз на каждой последующей версии модели, образце. А потом вновь и вновь возвращение к неоднократно пройденному и почему-то не усвоенному инженерами на рабочих и предсерийных образцах, оформленное в бесконечном количестве многостраничных файлов корректировок...

И так как с каждой следующей моделью росли требования к изготовителю, то увеличивалось и количество обрабатываемого материала и переписки с заводом соответственно – сейчас, например, более чем стостраничные файлы ТЗ – уже не фантастика.

 


   ФОТО «250.58 первый экземпляр (не принятый)»



   ФОТО «250.58 второй образец» 


В качестве примера самой «долгоиграющей» модели на данный момент могу привести недавно поступившую в продажу 695Н, работы по которой были начаты еще весной 2013 года (!!!), а модель 250.58 вообще пришлось делать два раза! Первый вариант был отклонен из-за его неудовлетворительного качества, вторая «реинкарнация» этой модели выполнена полностью «с нуля», естественно, за деньги заказчика – китайские партнеры не очень любят признавать ошибки.



   ФОТО «695Н первая мастер-модель (ручка на двери)»


В.А.: - Просто ли работать с китайским заводом, какие особенности?

 

Д.Ч.: - Далеко не просто. Нюансы работы по моделям я описал выше.

Надо сказать, что к настоящему моменту КБ работает уже с третьим заводом-изготовителем. И каждый новый завод — это «курс молодого бойца» для обеих сторон. Изготовитель «приспосабливается» к требованиям заказчика по техническим заданиям, заказчик – к структуре управления завода, нюансам «кухни» и т.п.

Также замечу, что структура завода-изготовителя «не однородная», например, у партнеров КБ пресс-формы разрабатывают и изготавливают свои подрядчики, поэтому, цепочка согласований зачастую превращается в «испорченный телефон», а процесс координации возрастает экспоненциально.

 

В.А.: - Можно рассказать о заводе немного подробнее?

 

Д.Ч.: - С нынешними партнерами КБ сотрудничает с 2014 года, но контакты были налажены даже несколько раньше - многие заводчане в провинции Донгуань довольно тесно контактируют друг с другом, а уж заказчика, специализирующегося на производстве автобусов, знают там очень хорошо. Завод уже довольно долго работает на рынке моделей. Среди его заказчиков кроме китайских брендов фигурируют многие известные европейские марки «моделестроителей».



ФОТО «Volkswagen»


Костяк управления – директор (хозяин), главный инженер, начальник производства, начальник отдела снабжения, мастера, работают вместе с момента образования завода. Взаимоотношения в коллективе завода мне чем-то напоминают семейный подряд, где все расписано по определенным понятиям с уважительным отношением к главе семейства.

Кстати, завод довольно быстро и практически в полном составе начал работать после недавнего карантина, что, как мне кажется, хороший показатель высокой степени организованности коллектива.

 

В.А.: - Как боретесь с браком?

 

Д.Ч.: - Как на войне, с переменным успехом. 

Если серьезно, то вопросу повышения качества продукции КБ уделяет очень большое значение. Помимо технических моментов на встречах и переписке с заводом вопрос контроля качества поднимается постоянно. Надо сказать, система качества продукции на предприятиях КНР – болезненная тема, очень сильно влияние таких факторов, как особенности национального менталитета, сложность взаимоотношений и координации внутри предприятий, а также невозможность иметь постоянного контролера на заводе, кстати, эти пункты актуальны не только для КБ, но для всех производителей.



   ФОТО «Выбраковка»


Вместе с этим хочу отметить, что по сравнению с первыми моделями, которые прямо скажу, качеством не блистали, актуальная продукция КБ имеет, пусть и не такое стабильное качество, как хотелось бы, но процент брака - именно брака, такого как отвалившиеся или отсутствующие детали, сколы краски, вмятины, непрокрасы, съехавшая полоса или принт на молдинге и окантовке, а не «точка на поверхности кузова» - существенно снизился - говорю, как человек, имеющий периодическую возможность просматривать несортированную продукцию на складе.

   

В.А.: - Многие жалуются, что КБ делает мало моделей и не публикует планы выпуска?

 

Д.Ч.: - По поводу раскрытия планов, анонсов выхода моделей, а также общей «маркетинговой» стратегии и тактики КБ, включая ценообразование – вопрос, наверное, не ко мне, а насчет количества моделей могу сказать так – за 10 лет существования КБ выпустил более 20 моделей и ремейков на их основе. В принципе, большинство основных моделей «знаковых» автобусов и троллейбусов СССР на настоящий момент в масштабе 1:43 уже выпущено производителями, присутствующими на нашем рынке. Другое дело, насколько эта продукция по своим характеристикам и уровню исполнения соответствуют запросам современных коллекционеров. В этом направлении можно поразмышлять – возможно, если будет сформирован «осязаемый» запрос на модели, уже выпущенные другими производителями, а также КБ в более простом исполнении, то эти модели вполне могут быть сделаны в новом качестве «с нуля».

 

В.А.: - Как на Ваш взгляд за 10 лет изменился коллекционер и в целом рынок масштабных моделей? Какие тенденции?

 

Д.Ч.: - Так как я не маркетолог и не провожу какие-либо исследования на эти темы, то на этот вопрос я могу ответить лишь, отталкиваясь от собственного опыта коллекционирования и общаясь с коллегами на форумах.

В общих словах можно отметить, что покупатели стали значительно более требовательны к предлагаемым изделиям, при этом ситуация такова, что покупательская способность многих коллег снизилась - покупка моделей, которые постоянно дорожают из-за внешних факторов, таких как рост зарплат, подъем цен на сырье, аренду производственных площадей в КНР, колебания курса рубля и юаня, удорожание услуг перевозчиков и многие другие объективные, но далеко не явные причины, становится более «альтернативной» и выборочной.

 

Вместе с этим, довольно большое разнообразие моделей, буквально наводнившее рынок за последние несколько лет, как мне кажется, несколько «замылило глаз» очень многих покупателей – становится не интересно расширять коллекции количеством, а место на полках не безгранично.

 

Все это формирует постепенное увеличение «сегментирования» рынка. Уменьшается количество покупателей, приобретающих все подряд, из хобби уходят те, кто «наигрался в машинки», усиливается тенденция «монобрендового» коллекционирования. И очень приятно, что в сообщениях покупателей КБ периодически упоминается среди брендов, которым отдается предпочтение. Считаю, что именно на эту категорию коллекционеров КБ стоит более целенаправленно ориентироваться в выборе уровня своей продукции в будущем.



   ФОТО «Classicbus на выставке»


В.А.: - Намекнете все-таки о планах КБ, над чем сейчас работаете?

 

Д.Ч.: - В настоящее время в работе находится сразу несколько моделей – как новых, так и ремейков.

Надеюсь, что несмотря на все коррективы, которые непростое время вносит в планы, всё задуманное компанией будет обязательно реализовано, а я и дальше буду стараться, чтобы качество продукции соответствовало установленным высоким стандартам «моделестроения» 



   ФОТО «Продукция на заводе»


В.А.: - Удачи Вам и проекту Classicbus!

 

(Интервью провёл модератор фан-группы https://vk.com/classicbus Владимир Астафьев в режиме on-line)

 


Похожие статьи:

Ikarus 255.70 в регулярной эксплуатации 1975 года постройки
Ленинградский "Стиляга". Трамвай ЛМ-57.
Подборка автотранспорта в Кёнигсберге
Луноход в натуральную величину
Все интересные статьи