ЗИС-155

Сегодня продолжим вспоминать автобусы производимые в СССР.

В 1959 производство перешло к заводу в Ликино-Дулево. Это помешало запуску в серию ЗИЛ-159 (70 пассажиров, 27 посадочных мест), прошедшему ходовые испытания и побывавшему экспонатом на ВДНХ. Новинки: 8-ми цилиндровый V-образный мотор, гидроусилитель руля.

ЗИЛ-159

С 1949 года на Горьковском заводе автобусов сошёл с конвейера ГЗА-651. Модель, созданная на базе ГАЗ-51, стала самой массовой. В 1952 году техническая документация была передана на автозавод в Павлов.

С этого времени лидерами по выпуску автобусов стали Павловский, Львовский и Ликинский заводы.

ГЗА-651

С 1952 года в Павлове для дорог сельской местности выпускалась модель ПАЗ-651 (20 мест). Модификации: ПАЗ-653 (санитарный); городские – ПАЗ-652, ПАЗ-672; экскурсионный – ПАЗ-672А; северный вариант – ПАЗ-672С. С 1972 года ПАЭ-3201 – повышенной проходимости.

ПАЭ-3201

В 1958 году открылся автозавод в Кургане. Автобус КАВЗ-651 имел базу ПАЗ-651А. Были освоены модификации КАВЗ-685, КАВЗ-685Б (северный вариант) и модель принципиально другого типа – КАВЗ-3100 с кузовом-вагоном.

КАВЗ-651

КАВЗ-3100

С 1959 года в Ликино приступили к производству автобуса для города – ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158). С 1961 года – ЗИЛ-158Б (под этим наименованием упоминается в техдокументации и на бирке под капотом). Вместимость – 70 человек, мест для сидения – 32.

ЗИЛ-158Б

С 1967 по 1994 на конвейере утвердился ЛиАЗ-677. Впервые использовалась автоматическая трансмиссия. Двигатель ЗИЛ-375Я7 (180 л.с.) разгонял транспорт до 90 км/ч. В салоне размещалось 110 пассажиров. Всего было выпущено около 200 тысяч ЛиАЗ-677 разных модификаций. Более 7000 отправились на экспорт в 16 стран.

ЛиАЗ-677

Львовский автозавод начал выпуск ЛАЗ-695 в 1956 году. Применялись западные (Mercedes-Benz O 321, Magirus) и отечественные разработки. Применена задняя компоновка мотора. Двигатель – ЗИЛ-124 (110 л.с.), рессорно-пружинная подвеска, оригинальный дизайн. Салон вмещал 55 пассажиров. В 1958 году появилась модификация ЛАЗ-695Б с однодисковым сцеплением, новой коробкой передач. Сделано около 17 тысяч автобусов. С 1963 года на ЛАЗ-695Е устанавливался мотор ЗИЛ-130 (150 л.с.).

ЛАЗ-695

Модели ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697М имели более эффективную тормозную систему, устройство воздухозаборников. Линейку пополнили ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-699Н. В 1977 году с конвейера сошёл ЛАЗ-4202 с дизельным мотором, автоматической КПП, более совершенной тормозной системой.

ЛАЗ-697М

С 1955 года Рижская автобусная фабрика запустила в производство автобус РАФ-251 на 28 человек (мест для сидения – 21). Базу ГАЗ-51 усилили, удлинили. Облицованный металлом кузов с деревянным каркасом и парой двустворчатых дверей, сильно напоминал немецкий Volkswagen-Transporter. Имел приточную вентиляцию, радиоприёмник «Москвич».

РАФ-251

В 1957 году появились первые в СССР микроавтобусы РАФ-08 и РАФ-10 «Фестиваль» на 9 мест. В 1959 году – РАФ-977 «Латвия» (10 мест), две вариации для медиков и туристов. Хорошо известная «маршрутка» перевезла первых пассажиров в 1969 году.

РАФ-10 «Фестиваль»

В 1976 году в новых заводских корпусах РАФ в Елгаве выпустили микроавтобус РАФ-2203 «Латвия». Мотор – бензиновый (ЗМЗ-2401) мощностью 95 л.с. Максимальная скорость – 120 км/ч.

РАФ-2203 «Латвия»

С 1966 года по документации завода РАФ в Ереване было запущено производство микроавтобусов ЕрАЗ-762 (75 л.с.) и его модификации с более мощным мотором от ГАЗ-24-01 (85 л.с.).

В 1961 году на московском заводе имени Лихачёва начался выпуск микроавтобусов ЗИЛ-118 «Юность». Модель получилась очень удачной: салон с модным интерьером, удобные сидения, широкие двери, багажный отсек. Большие окна, огромная панорамная крыша с люком (1830×680мм), звукоизоляция салона, отопление, вентиляция, создавали максимум комфорта для 17 пассажиров. Двигатель мощностью 150 л.с. развивал скорость автомобиля до 120 км/ч. Расход топлива – 28 л/100 км. Такая деталь: на микроавтобус была установлена гидромеханическая АКПП с лимузина ЗИЛ-111.

В 1967 году на XVIII Международной автобусной неделе в Ницце по итогам туристического ралли «Юность» получила 12 призов. Генри Форд делал предложение о покупке лицензии. Переговоры закончились ничем, а серийный выпуск автомобиля, имевшего огромный спрос, так и не начали.

Сколько же предприятий в СССР занималось производством автобусов? Цифра известна: более 40. Количество моделей (при подсчёте по альбомам и каталогам) приближается к 350.

Конечно, отечественные образцы уступали по своим параметрам, комфорту продукции западных автомобильных технологий. И всё же, автопром справлялся с задачей пополнения и замены парка общественного транспорта. Хорошо знакомый «Икарус» импортировался в рамках интеграции между странами-членами СЭВ.

РАФ-08

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5ddc14e3b27e600192951ac8/avtobusy-sssr--istoriia-obscestvennogo-trans...


Похожие статьи:

Берлинские Икарусы на улицах Алматы
Монстры среди монстров!
Музей Mercedes-Benz
Павловский автобусный завод отмечает 85-летие
Все интересные статьи