Сегодня Львовский автозавод стоит, еще не превращенный в руины, ждет лучших времен. Было время, когда из ворот Львовского автобусного завода вереницами во все уголки необъятной страны выкатывались мощные красивые автобусы и отдельное место занимал ЛАЗ-699Р «Турист».

Это один из самых массовых и больших автобусов, выпущенных в СССР. Начали создавать лайнеры дорог в 1964 году и выпускали до 2002 года, а модификацию Р с 1978 по 2002. Действительно массовое производство началось только в 1983 году.

Запаска

Конструкция кузова автобуса – вагонная компоновка, где силовая рама интегрирована с ребрами жесткости, которые обшиты металлом. Междугородный автобус длиннее городского на одну секцию. Габаритные размеры в длину 10,5 м, в ширину 2,5 м, а высота 2980 мм, база 5545 мм. Если смотреть сбоку, то сразу бросается в глаза большой задний свес автобуса. Под бампером прячется запаска. Есть водительская дверь, позже ее замуровали, и водитель стал входить как все.

Заходим в салон. Нас встречает надпись «с пирожками и мороженым не входить». Еще интересная вещь – заводская ручка с ограничителем. Это сделано для того, чтобы, когда много народу набивается в автобус, кто-то случайно на ходу не вышел.

Салон – эталон междугороднего комфорта «Made in USSR». Да, «Икарус» был круче, но сегодня не про него. 41 посадочное место, где 36 как в самолете, а 5 в хвосте. Широкий проход, идешь и не трешься задом о плечи пассажиров. Высота потолка устроит даже высокорослых.

Пассажирские кресла самолетного типа. Основа у них, конечно, топорная, смотрится очень грубо, но комфорт важнее. Регулируемая спинка спрофилированная достаточно правильно, а главное не упираешься коленками в спереди сидящего. На каждое кресло есть своя обдувалка, есть свой светильник. Правда, летом пассажиры сетовали, что из обдувалки идет или слишком теплый, или горячий воздух – «зажрались». Пассажиры могли размещать багаж как под сидениями, так и на полках сверху.

Двигатель

Мотор. На табличке написано ЗИЛ-375-Я8. Ну не было на Руси нужных двигателей, поэтому от «Урала» сюда вписался как родной. Какое же здесь хитросплетение ремней и один из них идет на отдельно стоящий вентилятор радиатора. Немного цифр – объем 6962 куб. см, максимальная мощность 180 л. с. при 3200 об/мин, максимальный крутящий момент 465 Нм при 1800 об/мин. V-образная восьмерка, сцепление тут однодисковое, весит мотор не одну сотню килограмм и коробка не пушинка. И все это приходится на задний мост.

Задняя подвеска

Задняя подвеска рессорно-пружинная прогрессивная. Жесткость прогрессивной подвески изменяется пропорционально действующим нагрузкам, колебания гасятся пружинами, работающими на растяжение. 2 рессоры, 4 пружины и амортизаторов нет. А вот в передней амортизаторы имеются.

Передняя подвеска

Когда запускается мотор, автобус оживает, в прямом смысле, по телу машины пробегает дрожь и ты сливаешься с ним в вибрационном экстазе. Автобус начинает разбег неспешно, всем видом показывая, что ехать далеко. Машина тяжёлая, при полной загрузке начинает весит 12 т. Управлять им не сложно, руль крутится легко. Правда, хвост идет по своей траектории, к этому надо привыкнуть, и радиус разворота 11 м. Основной вес приходится на заднюю ось, поэтому ЛАЗы неплохо бегали в снегопады и по большакам. Дорожный просвет 310 мм, плавность хода тогда была эталонной, а расход в 40 л на 100 км считался нормой.

Задний мост имеет планетарные редукторы в ступицах колес, которые бережно и сильно раздают крутящий момент. Поэтому даже загруженный под завязку ЛАЗ легко забирался на перевалы крымского побережья.

В ЛАЗах есть автономный отопитель, стоит спереди и работает на солярке. Поэтому зимой в них теплее, чем в обычных городских. Задуманная в середине прошлого века концепция автобуса оставалась неизменной до дня снятия с производства. Были ли в автобусе минусы? Много, но их львовяне устраняли по ходу производства машины постоянно, вносились изменения в конструкцию и материалы.

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7620c8ffdaa069758c2fe4/lvovskii-avtobus-laz699r-turist--gordost-sss...



Похожие статьи:

Берлинские Икарусы на улицах Алматы
Монстры среди монстров!
Музей Mercedes-Benz
Павловский автобусный завод отмечает 85-летие
Все интересные статьи