СВАРЗ-Икарус - необычный троллейбус Москвы из 90х

В 90-е годы в распадом СССР для московского городского транспорта настали трудные времена - подвижной состав практически не обновлялся, отменялись и укорачивались маршруты с маленьким пассажиропотоком. В то же время в 90-е годы столица имела крупнейшую во всем мире троллейбусную сеть, плотно окутывавшую центр города и основные вылетные магистрали в спальные районы.

В те непростые времена троллейбусную сеть удалось практически полностью сохранить, за исключением центра города, где ввели одностороннее движение по кольцу вокруг Кремля, Пушечной ул., а также Большой и Малой Никитских ул. и линии маршрута 44 к площади Курчатова в Щукино. Все увеличивающиеся пробки на дорогах и неправильно припаркованные авто сильно затрудняли движение троллейбусов внутри Садового кольца, у которых из-за штанг было мало возможностей для маневра.

С начала 90х годов большинство столичных троллейбусов окрашивали в единые цвета - белый верх и темно-голубой низ с горизонтальной полосой голубого цвета, однако ближе к середине 90-х кузова все чаще стали обклеивать рекламой в попытке покрыть часть убытков от перевозок.

Невзирая на трудности, в 1997 году в Москве работали 85 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 917 км, действовало 8 троллейбусных парков. Доля троллейбуса в общегородских перевозках составляла тогда около 9%, а по столичным улицам и проспектам бегали около 1600 рогатых.

Единственная новая троллейбусная линия была открыта в 1992 году в районе Ясенево по Севастопольскому просп. ул. Айвазовского и Тарусской к проезду Карамзина, по которой пустили маршрут 85.

Итак, какие же модели троллейбусов составляли основу подвижного состава в столице и прочно ассоциируются у москвичей с лихими, а для некоторых и святыми 90-ми. В скобках указано примерное число эксплуатируемых троллейбусов модели.

1.ЗиУ-9 (~1150 машин)


ЗиУ-9 маршрута 51

Начиная с конца 1970-х годов эта модель (альтернативное название - ЗиУ-682), производившаяся на Заводе им Урицкого в Энгельсе (обанкроченная ныне ТролЗа), с ее многочисленными модификациями составляла основу пожалуй всех троллейбусных систем СССР и Москва не была исключением. В 90х доля ЗиУ-9В и Г составляла 70% столичного парка рогатых. Сюда также можно включить его белорусский клон АКСМ-101 от Белкоммунмаша, также эксплуатировавшийся в Москве с 1996 г. в количестве около 80 штук. В отличие от базовой модели часть электрооборудования у белоусов была вынесена на крышу.

Машина в час-пик могла вместить до 125 пассажиров и имела 30 сидячих мест. Первая дверь у водителя была узкой.

В 90-е годы на Московском троллейбусно-ремонтном заводе (МТРЗ) вследствие недостатка финансирования на покупку новой техники был налажен капремонт отслуживших свой срок машин, который заключался в утилизации проржавевшего кузова и установки старых силовых агрегатов в новый корпус собственного производства. Из-за некой кустарности качество таких самоделок было невысокого уровня и троллейбусы часто выходили из строя.

Производство серии было закончено в 2010 г., а на столичных улицах старичков ЗиУ-9 можно было встретить аж до 2015 г.

2.ЗиУ-10 (~500 машин)



ЗиУ-10 на маршруте 6

В СССР долгое время не удавалось создать полноценную "гармошку". Из-за множества конструктивных недостатков, которые устраняли несколько лет, ЗиУ-10 (другое название - ЗиУ-683) удалось запустить в серию и поставить в Москву первые серийные машины лишь в 1986 году. 4-дверный агрегат была построена на основе ЗиУ-9 и могла вмещать до 160 пассажиров, имея 47 мест для сидения очень помогала разгрузить самые загруженные маршруты, ведущие от спальных районов к центру или к конечным станциям метро.

В других крупных городах СССР до ее появления была практика использования так называемых троллейбусных поездов из 2 соединенных ЗиУ-9, однако в Москве ГАИ запретила такие "поезда" из-за большого автотрафика на дорогах.

С 1992 года стала выпускаться модификация ЗИУ-6205 с более мощным двигателем, однако их было закуплено менее 100 шт. в связи со снижением пассажиропотока в 90-е и отсутствием денег в бюджете. Стоит отметить, что сочлененные троллейбусы оказались менее долговечными, чем их одиночные аналоги, из-за большой нагрузки на место сочленения.

Модель производили до 2000 года, а в столице саратовские "гармошки" выходили на линии до 2007 г.

3.СВАРЗ-Икарус (~50 машин)



СВАРЗ-Икарус 280 на маршруте 2

В конце 1980х годов Москва из стремительной застройки спальных районов, за которыми не поспевало строительство метро, испытывала острый дефицит троллейбусов особо большой вместимости. Хотя на Заводе им. Урицкого в Энгельсе с 1986 г. и производили ЗиУ-683, его мощностей не хватало для обеспечения потребностей огромного мегаполиса, несмотря на то, что почти все собранные "гармошки" шли в столицу.

Рассматривалась возможность закупки венгерских троллейбусов Ikarus-280Т, сделанных в кузове известного автобуса, но из-за высокой стоимости от них пришлось отказаться, однако было найдено оригинальное решение. На базе МТРЗ в 1988 г. наладили выпуск рогатых из б/у, но не сильно ушатанных Икарусов 280/283 с движком завода Динамо, которые вышли на линии в 1989 году. Также самоделки собирали до развала СССР в 1991 году, а эксплуатировались они в основном Филевским АТП, став его фишкой. Их часто можно было встретить на маршрутах 2, 17, 34, 39 и 44.

Машины вмещали до 200-230 пассажиров, имея 30-37 комфортных "икарусовских" кресел для сидения. Двери могли быть как планетарные, так и ширмовые.

Во время августовского путча 1991 г. эти троллейбусы вместе с ЗиУ-683 массово использовался в качестве баррикад на улицах города. Самодельные Икарусы эксплуатировались в столице до 2004 г, пока один из них от старости не разломился на 2 части в "гармошке" у метро Кропоткинская.

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/112/top3-moskovskih-trolleibusov-90h-na-kotoryh-ezdili-vse-60507784e7818...



Похожие статьи:

Берлинские Икарусы на улицах Алматы
Монстры среди монстров!
Музей Mercedes-Benz
Павловский автобусный завод отмечает 85-летие
Все интересные статьи