Фото автора.

Ikarus - Венгерская автобусостроительная компания , специализировавшийся на производстве городских, междугородних и специальных автобусов. В 1980-е годы компания Ikarus , вышла на производство 12000 машин в год! В 80-е, 90-е года входит в число крупнейших производителей автобусов в Европе! Название Икарус стало автобусной торговой маркой после того , как фирма братьев Ури , выпускающие автомобили и автобусы , была объединена с производителем самолётов и автомобильных запчастей "Ikarus Gep es Femgyar Rt"

Фото автора.

За период 1960-х годов в Советский Союз было поставлено около 8000 икарусов ( В среднем около 1500 машин год) , за 1970-е года около 22000 машин ( в среднем около 5 тыс машин в год). Всего в период 1966-1990г в СССР было поставлено около 150 тыс автобусов данной марки! Огромные панорамные окна создавали ощущение невероятного комфорта и удовольствия от поездки в данном автобусе, но минус автобуса был что особенно в гармошках зимой бывало холодновато, эту проблему многие парки пытались решать по разному, у кого-то получалось, у кого-то нет, даже на легендарных Саратовских маршрутах Икарусов №8,№2 зимой было тепло в салоне, а где-то даже лёд был на сиденьях. Автобус Икарус были одними из самых дорогих автобусов в Советских автобусных парках, стоимость автобуса была 75000 тыс рублей переводных денег, что соответствовало 84 тысячи долларов США! Безубыточную эксплуатацию автобусов Икарус обеспечивали в основном только междугородные маршруты , в городах автобусы работали на пределах рентабельности. С 1993г по 2002г в России в Кургане, на Заводе Кавз велась сборка новых автобусов Икарус , а так-же в Арзамасе на Арзамасском машиностроительном заводе , и в Москве на заводе ТМЗ.

Фото автора.

Самая массовая и популярная модель Икарусов поступившая в СССР, Россию, Украину и в целом бывший СССР был Икарус 200-й серии модульной конструкцией , благодаря которой меняя расположение и количество элементов каркасно панельного кузова появилась возможность собирать автобусы любой длины, высоты , и с различным расположением дверей. Данное семейство предусматривало несколько вариантов установки двигателя , в задней части для одиночных автобусов, и под полом для сочлененных. Форма кузова была функциональной , и потому долго не устаревала.

Фото автора.

А теперь Речь об Икарусах в Саратове! Самые массовые и популярные Икарусы в Саратове на городских маршрутах были 280,260 реже 283,256.На самом популярном маршруте Икарусов в Саратове №2 Саратоворгсинтез - Улица Посадского работали чаще 260 Икарусы, 280 тоже было не мало, а на маршруте №8 Аэропорт - Ильинская Площадь чаще были 280! Икарусы на городских маршрутах Саратова, и Саратов-Энгельс продержались куда дольше чем Лиаз-677, Лаз-695. Лицезреть Ikarus 260 можно было в Феврале 2011г на маршруте Саратов-Энгельс №247а! Но и это не рекорд, самый крайний Икарус можно было увидеть в 2013г! На маршрутах №12 и 90.И ещё около 2 месяцев Икарус-260 отработал на странном маршруте №19 Сенной Рынок - СГСЭУ , расстояние было 2 км. В начале 10-х годов Икарусы в Саратове стали уходить на пригородные дачные маршруты, очень много их было на остановке Стадион Волга, это один из массовых центров отправления автобусов в дачные посёлки! Даже в 2019г Икарусов здесь ещё было очень много в основном 280,260. 280 Остаются главными автобусами на популярном сезонном маршруте №28 Стадион Волга - Кумысная Поляна, их там и сегодня работает около 5-6 штук! Ходят они каждые полчаса, мои фото Икаруса 280 сделаны 1 мая 2021г, как раз 28 маршрут! Переделанные из 280 в 260 Икарус можно увидеть на автобусном маршруте №36 Стадион Волга - Новый Увек! Так-же на 22 маршруте работают Икарусы 260, и переделанные из 280 в 260! 22 маршрут Стадион Волга-Пос.Увек. Так-же немного 260-х работает на маршруте №20 Стадион Волга - Пос.Лесопильный что на фото выше. Именно 280 остаются только на 28 маршруте, и тут их количество сильно сокращается!


Фото автора.

Ikarus 260- Выпускался с начала 70-х годов , до 2002г для пригородных и городских маршрутов. За долгие годы работы, было сделано около 30 модификаций , автобусы поставляемые в СССР окрашивались в жёлтый цвет, собственно что мы видим и сегодня, для многих с детства Икарус воспринимался чем-то приятным, светлым, позитивном, автобус производил и производит весьма приятное впечатление! В 90-х годах на заводах Сварз и ЯАЗ в рамках капитального ремонта Икарус 280 демонтировался прицеп с узлом сочления и монтировалась задняя площадка от прицепа, либо от списанного автобуса, таких как раз не мало сегодня работает в Заводском районе г.Саратова. В Воронеже, Гомеле Икарусу 260 даже установлены памятники, я считаю в районе стадиона Волга в Саратове тоже необходимо поставить памятник этому великому автобусу, он нас возит до-сих пор! Очень жаль что на смену хорошим просторным моделям 280,260 приходят Мазы, Нефазы, Лиазы они меньше, неудобные, и вообще не комфортные! С 299 маршрута Саратов-Широкий Буерак убрали Икарус 280 в 2016г и поставили Нефаз,Маз люди недовольны по сей день! Потому что поместиться в эти маленькие автобусы невозможно!

Фото автора.

Ikarus 280 - Городской сочлененный среднеприводный автобус особо большой вместимости , выпускался с начала 70-х годов по 2002г. Двигатель в данном автобусе расположен горизонтально под полом пассажирского салона , в пределах колёсной базы. Автобусы оснащали двигателями компаний Ман, Даф. Подвеска пневматическая , с регулятором уровня положения кузова. Тормоза барабанные. Данные автобусы поставлялись в основном на Кубу, в СССР , выпуск этих автобусов для Венгрии закончился в начале 90-х годов, но тем немение выпуск этих автобусов не остановился, они выпускались и дальше для других стран, в том числе для России, так-же на Заводе производился восстановительный ремонт. Последние 200-е уехали в Таджикистан в 2002г, на этом в Венгрии их производство закончилось.

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото - AirForce.

Главное достоинство данной модели, это хорошая приспособленность к любым климатическим условиям, высокая надёжность и ремонтопригодность , удобная планировка и высокая пассажировместимость. Сегодня для Саратова именно для городских маршрутов таких как 90,11,53,6,2Д данный автобус был бы весьма актуален! Равноценную замену этим автобусам так и не нашли, нынешние автобусы по вместимости проигрывают просто в чистую! В результате в часы-пик люди едут просто как в консервных банках, сегодня в Саратове на многих маршрутах работает автобус Лиаз 5297.67 , он не выдерживает никакой критики! Мало сидячих мест, так и стоять особо негде! Сильная теснота, в час пик просто сказка в кавычках, многие пассажиры в Саратове в эти моменты с ностальгией вспоминают и Икарусы -280, и Лазы-695, и даже Лиаз-677. Так-же плюс данных автобусов 280 это и отличные Панорамные окна, в которые всё прекрасно видно! Так-же в нём и шикарный проход, в котором легко могут разойтись два и более пассажиров, нынешние автобусы таким похвастаться не смогут!

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото - AirForce. Саратов Стадион Волга.

Жаль что век данных автобусов заканчивается, они весьма комфортные и удобные, для всех кто хочет прокатиться возможно в последний раз, ехать на конечную остановку Саратов-Стадион Волга, на пригородном маршруте Саратов-Кумысная поляна №28 они ещё есть именно 280 с Гармошкой! Скоро вспомним междугородний автобус Икарус-250, тоже очень легендарный для нашей страны, и нашего города автобус! Они и сегодня встречаются на пригородных, и междугородних маршрутах идущих с Саратова!

Всем спасибо за внимание!

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/60101085437d4e0db26cc782/poslednie-avtobusy-ikarus-na-marshrutah-sara...



Похожие статьи:

Самый необычный автобус СССР: тормоз — справа, газ — посередине
Routemaster- красный лондонский автобус
Самые интересные автобусы, которые продают на Авито (ч.6)
Последний год советского автопрома
Все интересные статьи