Всем привет!

Я уже писал на канале о советском междугороднем автобусе ЛАЗ-699, и с ним можно познакомиться здесь. Теперь настало время рассказать о его городском и пригородном собрате, многократно менявшим облик и кое-где использующимся до сих пор, - ЛАЗ-695.



ЛАЗ-695Н. Источник фото: fotobus.msk.ru

История нашего героя началась еще в 50х гг. прошлого века. Изначально предполагалось передать во Львов производство московских ЗиС-155, но завод эту идею не поддержал и настоял на разработке собственного автобуса.

Первые опытные образцы ЛАЗ-695 появились в 1956 г.



Один из первых ЛАЗ-695. Источник фото: nashi-avto.ru

Автобус создавался на основе немецкого Magirus Saturn и впитал в себя множество прогрессивных идей, от полностью сварного кузова до заднего расположения двигателя объемом 5,5 л и мощностью 109 л.с. Сам же двигатель оказался слабоват для автобуса, так что быстрее 60 км/ч первые 695е не разгонялись.

Салон автобуса тоже не отличался комфортом: в нем 26 сидячих мест и узкие проходы между ними, а накопительной площадки не было. Зато благодаря окнам на крыше было достаточно светло.



Салон первого ЛАЗ-695. Источник фото: ttransport.ru

С точки зрения водителя же главные недостатки – опять-таки маломощный мотор, отсутствие гидроусилителя руля, а также 5-ступенчатая коробка передач, которая очень быстро выходила из строя из-за того, что приходилось постоянно переключать скорости.

Тем не менее, ЛАЗ-695 заметно выделялся среди других тогдашних советских автобусов. Он олицетворял нововведения в автомобильной моде, а его силуэт для наших дедов казался космическим, хотя до выхода человека в околоземное пространство оставалось еще 5 лет.

Однако недостатки автобуса в процессе эксплуатации давали о себе знать все больше, и в 1960 г. его сняли с производства. Сегодня остался в живых только один первоначальный ЛАЗ-695, он находится в одном из московских автобусных парков:



Источник фото: fotobus.msk.ru

В 1958 г. автобус в первый раз модернизировался, в результате чего появилась модификация ЛАЗ-695Б. Он отличался иным оформлением передка и своеобразным воздухозаборником на крыше. Расчет был на то, что воздух, поступающий с крыши, чище, однако для эстетов такое расположение выглядит не очень:



ЛАЗ-695Б. Источник фото: drive2.ru

По легенде, именно на ЛАЗ-695Б доверили доставку первого космонавта Ю.А. Гагарина на стартовую площадку Байконура. А еще на базе этого автобуса стали выпускать троллейбусы, именованные БТЛ-62 и комплектуемые электромотором мощностью 78 кВт. Первый опытный образец появился в Баку, потом 10 троллейбусов было собрано во Львове, а в 1963 г. производство организовали в Киеве и Одессе. В общем и целом до 1965 г. был изготовлен 551 такой троллейбус.



Источник фото: transphoto.org

Автобус же продолжал модернизироваться: очередная произошла в 1963 г. Новый ЛАЗ-695Е, или «Елена», отличался в первую очередь двигателем от ЗИЛ-130, объемом почти 6 л и мощностью 150 л.с. С таким мотором автобус мог увереннее двигаться по городским улицам, но разгон так и остался неспешным.



Музейный ЛАЗ-695Е. Источник фото: fotobus.msk.ru

В конце 60х гг. львовским машиностроителям стало понятно: производство ЛАЗ-695 слишком дорогое. Было принято решение удешевить производство в два этапа.

Результатом первого этапа стал ЛАЗ-695М, появившийся в 1969 г. Он отличался иным оформлением передка, улучшенными тормозами, усиленной звукоизоляцией в салоне и, что самое главное, плоской крышей, за счет чего автобус стал проще и дешевле в производстве.

Эта версия автобуса выпускалась до 1976 г. и получила уже большее распространение, чем ее старшие собратья, поэтому и сохранившихся экземпляров у этой модели больше. Она установлена в качестве памятника в одном из казанских автобусных парков:



Источник фото: fotobus.msk.ru

Ну и конечно же, все знают питерский музейный экземпляр этого автобуса:



Источник фото: fotobus.msk.ru

Второй же этап модернизации ЛАЗ-695 прошел в 70х гг., в результате чего появилась последняя, самая распространенная версия этого легендарного автобуса – ЛАЗ-695Н, или «Наташа». Его производство началось в 1974 г.



ЛАЗ-695Н в Крыму. Источник фото: fotobus.msk.ru

Окончательная версия автобуса отличалась «плоским» передком, небольшим «козырьком» над лобовыми стеклами и одинаковыми передними и задними дверями, а также в 90х гг. на ней появился гидроусилитель руля. В таком виде автобус продержался на конвейере аж до 2010 г. и наряду с венгерскими автобусами Ikarus 200й серии и советским «скотовозом» ЛиАЗ-677 для многих наших соотечественников стал «автобусом детства».

Интересная деталь: многие львовские автобусы спереди имели специальный люк для перевозки носилок. Такое решение было направлено на случай объявления мобилизации, когда автобусы должны были переоборудоваться в санитарные машины. После распада СССР этот люк исчез за ненадобностью.

ЛАЗ-695Н на протяжении долгого времени встречался на пригороде, но часто из-за нехватки вместительного транспорта его выпускали на городские маршруты. Было такое и в Красноярске: один из наших 695х одно время работал на загруженном маршруте №95, где неторопливых автобусов без накопительной площадки в салоне в принципе быть не должно:



ЛАЗ-695Н на маршруте в Красноярске. Источник фото: fotobus.msk.ru

Также некоторые ЛАЗ-695Н комплектовались двигателем, работающим на природном газе. Их характерная особенность – вынесенные на крышу круглые баки:



Источник фото: fotobus.msk.ru

А еще автобусы, похожие на нашего героя, изготавливались на Мичуринском авторемонтном заводе (МАРЗ). Правда, они выглядят безликими по сравнению со львовскими автобусами:



Источник фото: fotobus.msk.ru

Сегодня ЛАЗ-695Н в качестве служебного транспорта иногда можно встретить в неожиданном месте. И вот весной 2017 г. я повстречал эту легенду и впервые сфотографировал ретро-транспорт:



А иногда ЛАЗ-695Н используется как учебное транспортное средство. Так что в качестве бонуса еще одна красноярская «Наташа» с характерным значком «У», которую я встретил спустя год на соседней улице:



Отправляйте и вы фото ЛАЗ-695Н из ваших городов в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5feeafb6c0060a2f291bd1e1/samyi-mnogolikii-lvovskii-avtobus-60eff3fba5...



Похожие статьи:

Ретро автомобили в музее Малоярославца
Новый русский трамвай
Ikarus 150
ЗИУ-5. Где в 2020 году остались такие троллейбусы?
Все интересные статьи