В Советском Союзе автобусов постоянно не хватало. Если вспомнить те времена, весь общественный транспорт всегда был заполнен. Вот скажите, у какого иностранного автобуса в теххарактеристиках вы увидите сразу два значения максимальной пассажировместимостью: «общая» и «в час пик»?

А ведь выпуском автобусов различной размерности в разное время пробовали заниматься десятки различных предприятий. Успешно или не очень – это другой вопрос. Предлагаю взглянуть на ТОП-10 автобусов, созданных в СССР и разошедшихся самым большим тиражом.



В марте 1958 года на свет появился опытный образец ЛАЗ-695Б. Машина являлась модернизацией первого львовского автобуса ЛАЗ-695. Она отличалась усиленным кузовом, пневмоприводом дверей, улучшенными тормозами – в общем, «работой над ошибками». Модель была рассчитана на перевозку 55 человек, из которых 32 могли ехать сидя. Всего с 1958 по 1964 год выпущено 16718 единиц.



В 1952 году в Павлово стартовал выпуск автобусов ГЗА-651, производством которых раньше занимался завод в Горьком. В 1957 году ПАЗ освоил производство машин с металлическим каркасом кузова, и автобус был переименован в ПАЗ-651А. Несмотря на достаточно компактный внешний вид и общую простоту конструкции, модель была рассчитана на перевозку 25 пассажиров, из которых 20 могли ехать сидя. С 1952 по 1961 год на ПАЗе выпустили 34474 экземпляра ГЗА-651 и ПАЗ-651А.



Несмотря на бескрайность просторов Советского Союза, междугородных автобусов в стране выпускали очень немного. Единственная модель, которая смогла-таки заскочить в ТОП-10 – ЛАЗ-699Р. Его производство стартовало в 1979 году. Собственно говоря, машина вряд ли смогла разойтись по стране в существенных количествах, но в 1983 году с производства сняли компактный «междугородник» ЛАЗ-697Р, и все силы были брошены на сборку «шетьсот девяносто девятого». В автобусе установлено 41 место, а перевозка стоячих пассажиров не предусмотрена. Машина была достаточно хороша, но в целом все равно уступала венгерскому Ikarus. Всего с 1979 по 2004 год выпустили 35256 экземпляров «Турист-2».



В 1955 году на ПАЗе были собраны первые опытные образцы нового автобуса ПАЗ-652. Машина вагонной компоновки кардинально отличалась от выпускавшегося в то время «шестьсот пятьдесят первого». Кузов с несущим основанием, гидровакуумный усилитель тормозов, автоматически открываемые двери. Однако слабость нового кузова заставила провести серьезную работу по совершенствованию машины. Большой объем проведенных работ вылился в появление модели ПАЗ-652Б. Обе машины были рассчитаны на перевозку 42 пассажиров и имели 23 посадочных места. С 1955 по 1963 год собрали 17925 экземпляров ПАЗ-652, а с 1963 по 1968 - еще 44200 единиц ПАЗ-652Б.



В 1969 году была проведена очередная модернизация «шестьсот девяносто пятого» ЛАЗа. Автобус ЛАЗ-695М утратил характерный воздухозаборник в корме и остекление боковых скатов крыши. Взамен он получил большие окна, модернизированный двигатель, венгерский задний мост и раздельный привод тормозов. Общая пассажировместимость относительно предшественников возросла до 62 человек при 33 посадочных местах. Машина производилась с 1969 по 1976 год. За это время было выпущено 52077 экземпляров.



В 1959 году ЗИЛ передал производство автобусов ЗИЛ-158 в Ликино-Дулево. Пару лет машина производилась в первозданном виде, а в затем получила первую модернизацию в виде синхронизированной коробки передач и ряда других изменений. В результате индекс автобуса бы изменен на ЗИЛ-158В. Машина вмещала 60 человек при 32 местах для сидения. За годы производства с 1959 по 1970-й на ЛиАЗе выпустили 62290 экземпляров ЗИЛ-158 и ЗИЛ-158В.



1961 год стал стартовым для самого лампового на данный момент советского автобуса ЛиАЗ-677. Модель получила совершенно новый кузов, автоматическую гидромеханическую коробку передач (с характерным «бутылочным перезвоном»), пневмоподвеску, гидроусилитель руля и 180-сильный мотор. По сравнению с предшественником – просто песня. При 25 посадочных местах машина вмещала 80 пассажиров в обычном режиме и 110 в «час пик». В 1982 году в серию пошла модернизированная модель ЛиАЗ-677М, а в 1990-м году ЛиАЗ начал выпускать машинокомплекты для их сборки на различных ремзаводах. Всего с 1961 по 1996 год изготовили 194197 «шестьсот семьдесят седьмых» всех модификаций, включая и машинокомплекты. И некоторые из них до сих пор все еще на маршрутах.



Самой массовой моделью Львовского автобусного завода стал ЛАЗ-695Н, разработанный еще в 1969 году. Автобус получил новое оформление передней части, которое периодически менялось в некоторых элементах декора. Общая пассажировместимость – 62 человека. Мест для сидения – 33. По факту в машину влезало около 80 пассажиров, поэтому ЛАЗы зачастую были перекошены на правый бок. Машину любили за тепло в салоне зимой и ругали на чем свет стоит за жару летом. Выпуск модели продолжался до 2003 года. Полной статистики производства с ходу не найду, но только до 1 января 1995 года на ЛАЗе было собрано 161349 автобусов.



История модели ПАЗ-672 началась с опытного образца, собранного еще в 1959 году. Однако в серийное производство автобус пошел в 1967-м. От предшественника ПАЗ-652 новинка отличалась двигателем V-8, гидроусилителем руля, двухконтурной тормозной системой. Салон был рассчитан на перевозку 45 человек при 23 посадочных местах. Однако предусматривалась и возможность перегруза в «час пик» до 58 пассажиров. «Шестьсот семьдесят вторые» были незаменимы на городских и пригородных маршрутах маленьких городков. Они долгие годы были единственным связующим звеном между деревнями и районными центрами. С 1959 по 1989 годы собрали 288688 автобусов и автобусных шасси, причем одну только основную модель ПАЗ-672 выпустили в количестве 190150 единиц.



В 1979 году на ПАЗе стартовал бессмертный проект: тогда был изготовлен первый опытный образец автобуса ПАЗ-3205. С 1984 года эту модель стали собирать малыми партиями, а в 1989 году она полностью сменила предшественника. Новый «ПАЗик» был рассчитан на перевозку 36 человек при 28 посадочных местах. По факту, естественно, возил намного больше. Выпуск ПАЗ-3205 продолжается до сих пор. Только с 1979 по 2006 год собрали 176865 автобусов. Сколько же их будет произведено до снятия модели с конвейера, и будет ли вообще прекращен ее выпуск – непонятно…



Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/10-samyh-populiarnyh-avtobusov-sssr--lampovye-i-takie-rodnye-611...



Похожие статьи:

Ретро автомобили в музее Малоярославца
Новый русский трамвай
Ikarus 150
ЗИУ-5. Где в 2020 году остались такие троллейбусы?
Все интересные статьи