С Семёном Смирновым, по образованию музыкальным педагогом, а по призванию — реставратором и коллекционером советских представительских автомобилей, беседует руководитель Retro Bus Фёдор Черноусов.
Фёдор: Семён, прежде всего, спасибо за выделенное время. Ты не очень любишь публичность и постоянно занят восстановлением техники. Предлагаю начать с истоков: с чего у тебя всё началось?
Семён: Началось всё в 1994 году. Мне было тогда 14 лет, даже паспорта ещё не было. Я купил свой первый автомобиль, «Победу». Купил на свои первые заработанные деньги.
Фёдор: Где ты её нашёл?
Семён: Я любил бродить по городу. На канале Грибоедова стояла «Победа» бежевого цвета. Я проходил мимо неё каждый день. И вот однажды прохожу, а там под дворником объявление: «Продаю „Победу“ на запчасти». Я взял это объявление, позвонил. «Да, продаю». «А документы есть?» «Есть». «А почему на запчасти?» «Потому, что надо восстанавливать». Это была другая «Победа», не та, что стояла на улице. Поехали в этот же день с владельцем в гараж, машина сразу же завелась. «Победу» отдавали за полторы тысячи рублей с документами и запчастями, либо за 900 рублей без документов. Мне денег не хватало, поэтому взял без документов. У меня же ни паспорта, ни прав тогда не было – зачем мне документы?
Фёдор: Что ты сделал с машиной после покупки?
Семён: После покупки я перегнал «Победу» к себе во двор, где она простояла 2 года. Иногда выезжал покататься вокруг квартала. Однажды зимой с крыши сбросили льдину, потом помяли кузов возле заднего стекла. Конечно, весной я всё выправил и зашпаклевал, но со временем у машины по ночам стали открывать двери, и я понял, что её нужно куда-то увозить. Решил отогнать на дачу. Перед этим оборвался кронштейн рулевого редуктора, и мне пришлось объездить весь город, чтобы купить длинные болты и закрепить редуктор.
Фёдор: И погнали без документов?
Семён: Нет, хозяин приберёг документы и сделал мне доверенность. По дороге застучал кардан, пришлось его снимать. Так или иначе, перегнали. Потом «тучи сгустились», заработка не было, пришлось «Победу» разобрать и частично продать по запчастям. В области ведь тогда ещё ездили на старой технике, поэтому мост и крылья «ушли» быстро.
Фёдор: Ты учился в это время или работал?
Семён: Учился. У меня не техническое образование, а музыкально-педагогическое. Но когда я закончил учёбу, на зарплату учителя музыки прожить было невозможно. Поэтому я начал помаленьку покупать старые автомобили, восстанавливать их и продавать. Однажды я познакомился с человеком, который поверил в мои способности, и мы купили с ним 14-ю «Чайку».
Фёдор: Почему именно «Чайку»?
Семён: Понравилась эта машина, не знаю, почему. Она была не на ходу, в «убитом» состоянии. Когда я разобрал коробку и дифференциалы этой «Чайки», всё сцепление было почерневшее – настолько всё было запущено. Всё нутро пришлось выбросить. Я сделал полный капремонт, оставив, фактически, только корпус.
Фёдор: Каким образом «Чайки» вообще могли появиться в продаже? Машина ведь выпускалась ограниченным тиражом и абы кому не продавалась…
Семён: Машина выпускалась только для госслужащих – члены Политбюро, первые Секретари, замы Секретарей ЦК КПСС. Не ниже рангом. Иногда говорят, что такая-то «Чайка» была приписана та
Фёдор: Почему?
Семён: Дело в том, что когда машина выезжала из Кремля или из Смольного, она выезжала под разными номерами. Номера не прикручивались, а вставлялись в рамку, которая защёлкивалась. Это было сделано для того, чтобы невозможно было проследить, кто на этой машине выезжает.
Фёдор: А сами по себе номера и ПТС у машин были?
Семён: Да, но в ПТС не указано, что данная машина обслуживала, например, Романова или Зайкова (из ленинградских начальников).
Фёдор: То есть получается, что все разговоры о том, что вот эта машина принадлежала, к примеру, Брежневу, безосновательны?
Семён: Можно лишь сказать, что определённая машина обслуживала чиновника рангом не ниже определённого уровня. Но картотеки с указанием выездов конкретных машин под конкретными номерами уничтожены. Что касается Леонида Ильича,то у него была самая первая 14-я «Чайка» 1977 года выпуска, она единственная из всех имела вишнёвый цвет.
Фёдор: Её прятать не было смысла.
Семён: Да. Пару лет назад эта машина продавалась и, конечно, сразу ушла к
Фёдор: Все остальные машины были чёрными?
Семён: Да, все 14-е «Чайки» были чёрными. В Петербурге они работали в Смольнинском гараже до 2003 года. Потом их стали распродавать.
Фёдор: То есть до 2003 года они работали по своему основному профилю?
Семён: Да, вплоть до своего ухода с поста мэра на 14-й «Чайке» ездил Анатолий Собчак. По прямому назначению эти машины трудились до начала 2000-х годов. Просто другой техники не было. «Мерседесы» и «Вольво» начали появляться только в конце девяностых — начале двухтысячных. Есть интересная история, связанная с ленинградскими 14-ми «Чайками» в постперестроечное время. В 1995 году Алла Пугачёва выходила замуж за Филиппа Киркорова в Санкт-Петербурге. Свадьба была организована пышно. Я видел кадры, где молодожёны выходят из чёрной 14-й «Чайки» в день свадьбы. Хотя принято считать, что на свадьбе они ездили на 13-й «Чайке».
Фёдор: Какие-нибудь «Чайки» в гараже Смольного сохранились до сегодняшнего дня?
Семён: Нет, все машины и запчасти были распроданы на аукционах.
Фёдор: Вернёмся к твоей первой «Чайке». Получается, что история её происхождения покрыта тайной?
Семён: Кое-что известно. Со слов продавца, эта машина 1983 года выпуска. Когда я её купил, на неё не было ни одной бумаги. Только потом, восстановив в ГАИ документы, мы узнали, что машина была куплена одной фирмой в начале девяностых. Кстати, теоретически «Чайку» можно было купить и до 1991 года. В середине 1980-х 13-ю разрешили покупать частным лицам, но вот оформить на себя можно было с большим трудом, при этом заменив автоматическую коробку передач на ручную, двигатель – на 53-й, и подарив ГАИшнику цветной телевизор…
Фёдор: Сколько лет длилось восстановление? Первая машина ведь всегда самая трудная в реставрации…
Семён: Более трёх лет. Проблемы возникли сразу везде: запчастей нет, только чудом можно было
Фёдор: Вторая машина появилась сразу после первой?
Семён: Да, я восстанавливал сразу две «Чайки». На 13-ю денег не хватало, плохая 13-я «Чайка» стоила от $10000, а 14-я стоила $5000. Поэтому взял 14-ю. Эту машину я покупал в Москве, она была в лучшем состоянии. Тем не менее, кузов был практически «убитый». Вообще, за кузовами машин на государственной службе никто не следил. Машины, можно сказать, были «одноразовыми». Делался только мелкий кузовной ремонт, а когда кузов приходил в негодность или подступал срок его эксплуатации, его просто целиком меняли. Представляешь, машина могла выезжать всего два раза, но подходил срок замены кузова – и его меняли! То же самое с агрегатами: ремонту двигателя и коробки предпочитали замену на новые. С этим в государственных гаражах не было проблем. Все запчасти были проклейменены на ГАЗовском ПАМСе (Производстве Автомобилей Малой Серии – прим. Ф.Ч.), так же, как запчасти для танков. Если на детали стоит клеймо, то по нему можно восстановить, кто и в какую смену её изготовил, кто произвёл контроль качества. Это повышало персональную ответственность, которой на «гражданском» конвейере почти не было.
Фёдор: Бывали ли случаи, когда «Чайки» ломались, везя при этом первых лиц государства?
Семён: Нет, таких случаев не было. Была, правда, история, когда Брежнев пытася перевернуть 14-ю «Чайку». Тогда в Москве собрали профессиональных водителей – офицеров КГБ. На кон была выставлена определённая сумма, которая достанется тому, кто перевернёт эту машину. Но «Чайку» никто не смог перевернуть… Машина широкая, центр тяжести низкий, подвеска мягкая.
Фёдор: А безопасность при конструировании машины учитывалась?
Семён: Частично. Если машину сзади ударит, то силуминовое ушко, на котором крепятся рессоры, должно подломиться, и машина должна опуститься на мост. Безопасность при фронтальном ударе не просчитывалась. Машина была сделана, как и правительственный ЗиЛ, в расчете на возможный таран.
Фёдор: Сколько сейчас в России «Чаек» на ходу?
Семён: Около сотни, а то и меньше.
Фёдор: А сколько всего было изготовлено «Чаек»?
Семён: 13-х – 3 200 штук, 14-х – 1 104 автомобиля за 10 лет. 14-я «Чайка» — более редкая машина.
Фёдор: Есть ли сейчас предложения по продаже «Чаек»?
Семён: Сейчас таких предложений совсем немного. В основном, все машины сейчас находятся в Москве. В Петербурге – значительно меньше.
Фёдор: А в регионах?
Семён: В регионах их изначально было мало. «Чайка» была положена только Конмандующему округом и Секретарю областного Обкома. То есть всего 2 машины на область. В Москве и в Ленинграде машин, конечно, было значительно больше.
Фёдор: А в странах соцлагеря они тоже работали?
Семён: Разумеется. И в Польше, и в Чехословакии, и в ГДР, и в союзных республиках.
Фёдор: Каков был порядок цен на «Чайки» в 1990-х годах?
Семён: Хорошая «Чайка» в 90-х стоила $ 15000-20000. В то время квартира в центре Петербурга стоила примерно столько же, а, например, 21-я «Волга» третьей серии в идеальном состоянии стоила $ 2000.
Фёдор: Примерно такое же соотношение цен – от 1:10 до 1:20 – сохраняется и сегодня.
Семён: Да, с той лишь разницей, что хороших «Чаек» сейчас в продаже почти нет.
Фёдор: А почему машина называется «Чайкой»? У других советских автомобилей не было «птичьих» названий…
Семён: Об этом можно только догадываться. Возможно, из-за эмблемы, напоминающей размах крыла чайки. Это название было дано машине ещё на заводе, а потом перекочевало в народ…
Фёдор: Каким образом у тебя появилась 13-я?
Семён: 13-ю я купил в Петербурге. Эта машина 1972 года выпуска. Предыдущий хозяин за машиной совсем не следил. Она была битая после ДТП (заклинило тормоза: их просто забыли прокачать после замены тормозной жидкости), в таком состоянии её никто не брал. Требовались серьёзные кузовные и малярные работы. Для того, чтобы, к примеру, выправить бампер, я изготавливал специальные деревянные выколотки необходимого радиуса. Перетягивал весь салон на кожаный. Оригинальный салон 13-й выполнен из сукна, которое стареет и теряет вид, даже если на машине вообще не ездить. А вот на 14-й «Чайке» я оставил родной салон – плюш с велюром. По поводу этого салона есть одна интересная история. Когда в СССР в первый раз приехал Пьер Карден в конце70-х, его прокатили на 14-й «Чайке». Изначально в этой машине салон был сделан из обыкновенного советского кожзама. Через некоторое время Карден выслал в Советский Союз два типа салона, выполненные из плюша с велюром – светло-бежевый и зелёный. Даже сейчас такую строчку и такие канты, простроченные внутренним закрытым швом, как у Кардена, повторить не могут. Сиденья стали ковшеобразными, в то время как на более дорогом ЗиЛе они были плоскими. Но карденовский салон очень боится грязи, пыли, курения. Одним словом, советский автомобиль приобрёл чисто европейский салон.
Фёдор: Насколько надёжной была «Чайка»?
Семён: Машина изначально не была рассчитана на пробки. Она всегда должна была ездить в сопровождении, по прямой. Машина выезжала из тёплого гаража и приезжала назад в тёплый гараж. Кузов изготавливался из английской высокопрочной стали, на точечной сварке. Из-за плавности хода и большого пространства внутри из «Чайки» даже пытались сделать кинооператорскую машину в 1990-х годах. В то время уже был опыт установки тяжёлого кинооператорского крана на представительский ЗиЛ-114. Но кузов ЗиЛа оказался прочнее кузова «Чайки», и профессиональную киноустановку смонтировать не удалось.
Фёдор: У «Чайки» было два типа кузова?
Семён: Да, на ГАЗе изготавливали седан и кабриолет (фаэтон). Но 13-х кабриолетов изготовили всего 20 штук, 14-х – и того меньше. Ещё были пикапы-катафалки, выпускавшиеся на РАФе. Помню, у нас на автомобильном рынке в 1995-м году продавались два пикапа. Куда они делись – неизвестно…
Фёдор: Что касается агрегатной части – ты всё восстанавливаешь в оригинале?
Семён: Да, с технической точки зрения машины приводятся в полностью оригинальный вид, вплоть до гаек.
Фёдор: Как ты ищешь оригинальные запчасти?
Семён: В Москве сейчас вновь всё появилось. На «Чайки» новодельных запчастей никто не изготавливает, слишком маленький спрос, поэтому все запчасти оригинальные. Двигатель здесь стоит ГАЗовский. На 14-ю «Чайку» конструкторы ГАЗа очень хотели поставить АКПП от ЗиЛа, но им не разрешили. Пришлось оставить коробку от 13-й «Чайки», а она уходит корнями аж в 1950-е годы. По части ремонтопригодности АКПП – очень тяжёлый агрегат. В отличие от ЗиЛовской «коробки», для которой пробки – не проблема, «коробка» «Чайки» рассчитана на езду по прямой в спокойном режиме.
Фёдор: Кстати, сколько выжимал?
Семён: 160!
Фёдор: Страшно было?
Семён: В общем-то, нет.
Фёдор: Все свои машины ты восстанавливаешь сам?
Семён: По большей части, да. Чтобы восстановить эту машину, я бы сказал, нужна определённая магия, колдовство. Нужно чувствовать каждую деталь, чтобы машина не просто передвигалась, а по-настоящему ехала. Вот, например, карбюратор. Казалось бы, не такая сложная вещь. Но ведь на ГАЗе имелся специальный двигатель, на который каждый карбюратор, предназначавшийся для «Чайки», ставили и регулировали. И была, как бы сейчас сказали, «тестовая» «Волга», которая обкатывала каждый «чайковский» карбюратор! И только после этого карбюратор снабжался специальными документами и ставился на «Чайку». А чтобы отрегулировать «чайковский» карбюратор без стенда, нужно иметь большой опыт.
Фёдор: Вопрос из разряда фантазии: как ты считаешь, возможно ли воскрешение отечественного строительства представительских автомобилей? Ведь со смертью последних ЗиЛов таких машин в России больше не производится. Все высокопоставленные пассажиры ездят на иномарках. Всё ли мы потеряли?
Семён: Думаю, это было бы очень и очень непросто. И вот почему. Мало кто знает, что в середине 1990-х годов пытались наладить производство «Чаек». Но оказалось, что в русле борьбы с привелегиями во время перестройки на 14-ю «Чайку» уничтожили все чертежи и всю конструкторскую документацию. Всю! Оборудование тоже уничтожили. Но на ГАЗе нашлись люди, которые понимали ценность «Чайки» для истории. Только благодаря им уцелели чертежи 13-й «Чайки». Остались кузова, шаблоны. Поэтому при очень большом желании реплику 13-й сделать можно.
Фёдор: Ты говорил, что у тебя ещё есть машины в коллекции?
Семён: Да, «Волги». За весь период у меня было 10 «Волг». Но в приоритете у меня, конечно, «Чайки». «Чайки» – моё призвание…
Фёдор: Семён, спасибо! Добавлю, что 13-е и 14-е «Чайки», а также 21-я «Волга», восстановленные Семёном Смирновым, доступны для заказа на сайте www.retro-bus.ru.
Семён: Буду рад покатать Вас!
Технические характеристики автомобилей
Автомобиль |
ГАЗ-13 Чайка |
ГАЗ-14 Чайка |
Производитель |
Горьковский автомобильный завод | |
Годы производства |
1959-1981 |
1977-1988 |
Типы кузова |
Седан, лимузин, фаэтон | |
Компоновка |
Переднемоторная, заднеприводная | |
Длина, мм |
5600 |
6114 |
Ширина, мм |
2000 |
2020 |
Высота, мм |
1620 |
1525 |
Собственная масса, кг |
2100 |
2605 |
Полная масса, кг |
2660 |
3165 |
Коробка передач |
Автоматическая гидромеханическая трёхступенчатая | |
Разгон 0-100 км/ч, с |
20 |
15 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
175 |
Расход топлива, л/100 км |
14-21 |
14-2 |
Федор Черноусов специально для CLASSICBUS