Исторически ЛАЗ-699 редко использовали на дальнем плече. Устаревшая ещё к восьмидесятым машина, без пневмоподвески, с прожорливым бензиновым мотором от Урала… какой там дальний бой? Разве что рейсы чуть дальше пригорода, либо работа в условиях, где пасовали более прогрессивные, но и сложные дизельные "Икарусы".

Нарты — древние богатыри-великаны из кавказских мифов и легенд 


Однако простота и живучесть ЛАЗа — его и сильная сторона: например, 699е, заботливо переделанные владельцами, по-прежнему считаются королями "колымской трассы" в Магаданской области. Это грунтовая дорога, где вокруг — никакой жизни, а поломка в зиму — верная смерть пассажирам. В таких условиях тёплым и починяемым кувалдой ЛАЗам в живучести уступают и новые отечественные, и корейские автобусы, поступающие им на замену.
На крыше видны обтекатель и остатки внушительного дополнительного багажника


Машина с номерами 09 региона была построена Русланом Чочуевым, жителем аула Апсуа Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесии. Когда-то давно у него было несколько таких ЛАЗов, ходивших из Черкесска по экскурсиям, заказам и поездкам с челноками. С последними — далеко, и очень далеко: в Москву, Ростов, Воронеж, Сочи… Закат жизни эти 699е встречали в Москве, обслуживая стройки: другая работа на таких машинах всё-таки сошла на нет. 


На скатах крыши видны остатки дополнительного багажника: этот автобус прежде успел поработать и под челноками, возившими товары из других городов на рынки. После переезда в Москву багажник был срезан, а на память о нём остался лишь обтекатель на крыше. Из других внешне заметных переделок — окна с форточками, позаимствованные у ЛАЗ-695Н: 699й хоть и имел систему принудительной вентиляции, но имел репутацию автобуса душного и пыльного.
При имплантации нового мотора была перестроена задняя часть кузова: его удлинили и сделали угловатым. Для дальних рейсов автобус достаточно глубоко переделан. Место бензинового мотора ЗИЛ-375 от "Урала" занял "МАЗовский" дизель ЯМЗ-236. При равной мощности, ярославский дизель более тяговит и экономичен — к такому исполнению сам завод пришёл только в середине девяностых, с моделью 699Т.
В трансмиссии — солянка разных отечественных и не очень агрегатов: коробка передач ЯМЗ, состыкованная с "камазовским" механизмом переключения, а также ведущий мост Raba, снятый со списанного троллейбуса и оснащённый "скоростным" редуктором с Икаруса. Компоненты достаточно типичны для советского автобуса, но подобраны так, чтобы машина была куда более "дальнобойной", чем заводской исходник
Приборная панель от Икаруса в ЛАЗе


Водительская дверь ликвидирована как класс при реконструкции: вход остался только через правую сторону.
В начале девяностых сам львовский завод сделал то же самое. Постсоветские ЛАЗы классической серии не имели водительских дверей до самого конца производства.
В кабине — панель от Икаруса, "развёрнутая" к водителю — она эстетичнее и удобнее оригинальной, плоской. Приборы в ней — комбинация родных и дополнительных, а руль же остался родным.
Проход между подиумами в салоне при реконструкции был расширен. На переднем плане — стол с вещевым ящиком.


В самодельной угловатой корме оборудовано спальное место, чтобы сменный водитель мог отдыхать на ходу. За кабиной водителя установлен стол с вещевым ящиком для мелкого скарба. Сиденья заботливо зачехлены, а полки для багажа — закрыты отдельными занавесками. Удобная деталь — при перестройке кузова расширен проход между подиумами, на которых стоят сиденья. Это сделано благодаря переосмыслению системы отопления, чьи воздуховоды скрыты внутри.
Спальное место для второго водителя за задним рядом


Несмотря на суровую специфику работы, салон чист и аккуратен


Удивительно, что автору в своё время удалось легализовать переделки, и автобус вполне законно работал вот в таком виде. Не менее удивительно, что как минимум пять лет этот ЛАЗ успешно проработал в Москве, где старые автобусы под "интуристами" редко служили больше пары сезонов… Нечего и говорить, что на такие яркие машины обращают особое внимание инспектора ДПС, особенно во время облав на пассажирских перевозчиков.
Злобный ''кенгурятник'' из труб исполняет обязанности переднего бампера


Следы черкесских ЛАЗов в Москве затерялись лет пять назад, когда одну из машин наблюдали брошенной в Люберцах. Судьба этого Нарта мне с тех пор неизвестна — надеюсь, у читателей найдётся какая-нибудь деятельная информация о том, что же с ними стало.

Источник информации: https://fishki.net/auto/2510154-laz-699r-potomok-drevnih-nartov.html

Похожие статьи:

Ожидаемое пополнение в линейке «Икарусов» от ClassicBus
ЛиАЗ-5256 – «всемирная» история
Последний мадьяр Мосгортранса: Ikarus-256.21H
Музей Автомотостарины в Дагомысе
Все интересные статьи